УП Дополнительные общеобразовательные программы (2024-2025)

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБ ДО «ДШ И № 1»
_______________ Е. М. Сафина
«____» ________________ 2024 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 »
городского округа Саранск

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в области искусств
«Фортепиано», «Скрипка», «Гитара», «Эстрадный вокал», «Народный вокал», «Аккордеон»

(принят педагогическим советом от 30.08.2024 г, протокол № 1)

Саранск 2024 г.

I.

Пояснительная записка

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования
понятие "дополнительные общеобразовательные программы", которые подразделяются на предпрофессиональные и
общеразвивающие (пункт 1 части 4 статьи 12 и пункт 1 части 2 статьи 83). Настоящие Рекомендации разработаны во
исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с целью определения
особенностей организации общеразвивающих программ в области искусств, а также осуществления образовательной и
методической деятельности при реализации указанных образовательных программ.
Общеразвивающие программы в области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан,
привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (часть 1 статьи 83) 1.
Общеразвивающие программы в области искусств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией
самостоятельно (часть 5 статьи 12) с учетом настоящих Рекомендаций (часть 21 статьи 83), а также кадрового потенциала
и материально-технических условий образовательной организации, региональных особенностей.
Общеразвивающие программы в области искусств должны основываться на принципе вариативности для различных
возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. В образовательных организациях общеразвивающие

программы могут стать зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций художественного
образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).
При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств необходимо учитывать занятость
детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных
программ.
С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности
художественного образования срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет (2 года
10 месяцев и, соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно.
По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма
которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.
II.

Рекомендации к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
общеразвивающих программ в области искусств
2.1.

Общие положения

Минимум содержания общеразвивающей программы в области искусств должен обеспечивать развитие значимых для
образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.
Общеразвивающие программы в области искусств реализуются посредством:
- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение
ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях
быстро меняющегося мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;

- обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а
также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с
дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в
области искусств.
При реализации общеразвивающих программ в области искусств образовательная организация устанавливает
самостоятельно:
планируемые результаты освоения образовательной программы;
график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
содержание и форму итоговой аттестации;
систему и критерии оценок.
Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся является локальным
нормативным актом образовательной организации, который принимается органом самоуправления образовательной
организации (советом образовательной организации, методическим советом и др.) и утверждается руководителем.
В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году рекомендуется устанавливать не более
четырех зачетов. Проведение промежуточной аттестации в форме экзаменов при реализации дополнительных
общеразвивающих программ в области искусств не рекомендуется.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации образовательные
организации могут использовать зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование,
технические зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления, театральные представления, выставки. Текущий

контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Образовательной организацией должны быть разработаны критерии оценок промежуточной аттестации, текущего
контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств,
включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией
самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам общеразвивающей программы в области
искусств и ее учебному плану.
Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна способствовать:
формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными
ценностями, произведениями искусства;
воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
С этой целью содержание общеразвивающих программ в области искусств должно основываться на реализации
учебных предметов как в области художественно-творческой деятельности, так и в области историко-теоретических
знаний об искусстве.
Рабочие учебные планы образовательных организаций рекомендуется группировать по следующим предметным
областям: учебные предметы исполнительской и (или) художественно-творческой подготовки, учебные предметы
историко-теоретической подготовки, а также предметы по выбору, формируемые с участием родителей (законных
представителей) обучающихся.

Содержание учебных предметов должно быть направлено на формирование у обучающихся общих историкотеоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих
умений и навыков в том или ином виде (видах) искусств.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в области инструментального исполнительства
«Фортепиано» 4 ОП

№

Наименование предметной

Годы обучения (классы)

п/п

области /учебного предмета

количество аудиторных

Промежуточная и итоговая аттестация годы обучения,
классы)

часов в неделю
1.

Учебные предметы исполнительской
подготовки

I

II

III

IV

1.1.

Музыкальный инструмент

1

1

1

1

VIII- итоговая аттестация
I-VII контрольный урок

1.2.

Ансамбль

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

2.

Учебные предметы историкотеоретической подготовки

2.1.

Музыка и окружающий мир

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

2.2.

Занимательное сольфеджио

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

3.

Учебные предметы по выбору

учащегося:
3.1..

Коллективное музицирование
Хоровой класс

1

1

1

1

Итого аудиторная нагрузка:

5

5

5

5

I-VII контрольный урок

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в области инструментального исполнительства
«Фортепиано» (Первый базовый уровень 4 ОП, Второй базовый уровень- 6 ОП)
№

Наименование предметной

Годы обучения (классы)

п/п

области /учебного предмета

количество аудиторных

Промежуточная и итоговая аттестация годы обучения,
классы)

часов в неделю
1.

Учебные предметы исполнительской
подготовки

I

II

III

IV

1.1.

Музыкальный инструмент

1

1

1

1

VIII- итоговая аттестация
XII - итоговая аттестация
I-XI контрольный урок

1.2.

Ансамбль

1

1

1

1

I-XI контрольный урок

2.

Учебные предметы историкотеоретической подготовки

2.1.

Музыка и окружающий мир

1

1

1

1

I-XI контрольный урок

2.2.

Занимательное сольфеджио

1

1

1

1

I-XI контрольный урок

3.

Учебные предметы по выбору

учащегося:
3.1..

Коллективное музицирование
Хоровой класс

1

1

1

1

Итого аудиторная нагрузка:

5

5

5

5

I-XI контрольный урок

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в области инструментального исполнительства
«Скрипка», «Флейта»
№

Наименование предметной

Годы обучения (классы)

п/п

области /учебного предмета

количество аудиторных

Промежуточная и итоговая аттестация годы обучения,
классы)

часов в неделю
1.

Учебные предметы исполнительской
подготовки

I

II

III

IV

1.1.

Музыкальный инструмент

1

1

1

1

VIII- итоговая аттестация
I-VII контрольный урок

1.2.

Ансамбль

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

1.3.

Фортепиано

0,5

0,5

0,5

0,5

I-VII контрольный урок

2.

Учебные предметы историкотеоретической подготовки

2.1.

Музыка и окружающий мир

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

2.2.

Занимательное сольфеджио

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

3.

Учебные предметы по выбору
учащегося:

3.1..

Коллективное музицирование
Хоровой класс

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

Итого аудиторная нагрузка:

5,5

5,5

5,5

5,5

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в области инструментального исполнительства
«Гитара», «Аккордеон»
№

Наименование предметной

Годы обучения (классы)

п/п

области /учебного предмета

количество аудиторных

Промежуточная и итоговая аттестация годы обучения,
классы)

часов в неделю
1.

Учебные предметы исполнительской
подготовки

I

II

III

IV

1.1.

Музыкальный инструмент

1

1

1

1

VIII- итоговая аттестация
I-VII контрольный урок

1.2.

Ансамбль

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

1.3.

Фортепиано

0,5

0,5

0,5

0,5

I-VII контрольный урок

2.

Учебные предметы историкотеоретической подготовки

2.1.

Музыка и окружающий мир

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

2.2.

Занимательное сольфеджио

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

3.

Учебные предметы по выбору
учащегося:

3.1.

Коллективное музицирование
Хоровой класс

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

Итого аудиторная нагрузка:

5,5

5,5

5,5

5,5

Дополнительная общеобразовательные общеразвивающие программы в области изобразительного искусства «Живопись»
№
Наименование
предметной
п/ области/учебного предмета

Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в
неделю

Промежуточная
и
итоговая
аттестация (годы обучения, классы)

п

1.

1.1
1.2
2.
2.1
3.
3.1

Учебные
предметы
художественно-творческой
подготовки:
Основы
изобразительного
искусства и рисование
Прикладное творчество
Учебный предмет историкотеоретической подготовки:
беседы об искусстве
Учебный предмет по выбору:
лепка
Всего:

I
3

II
3

III
3

IV
3

I

2

2

2

2

I, II, III,IV

1
1

1
1

1
1

1

I, II, III, IV

1
1

1
1
1
5

1
1
1
5

1

IV

1
5

II, III, IV

4

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
№
Наименование
п/п предметной
области/учебного
предмета
Учебные
предметы
художественно-творческой
подготовки:
1.1
рисунок
1.2
основы
декоративноприкладного творчества
1.3
работа в материале
1.

Учебный
предмет
историко-теоретической
подготовки:
2.1
беседы об искусстве
3.
Учебный предмет по
выбору:
3.1
композиция прикладная
Всего:
2.

Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная и
итоговая аттестация
(годы
обучения,
классы)

I
2

II
3

III
3

IV
3

1
1

1

1

1

II, IV, VI,VIII
II

2

2

2

IV, VI,VIII

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

II, IV, VI,VIII

1
4

1
5

1
5

1
5

II, IV, VI,VIII

II, IV, VI,VIII

*Примечание к учебному плану

1.
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11
человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2.

Предметы учебного плана сформированы по предметным областям: исполнительской подготовки, историко-теоретической подготовки.

3.

Продолжительность индивидуальных и групповых занятий составляет 45 минут и равна одному академическому часу.

4.
Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане предусмотрены концертмейстерские часы из расчета 100 % академического
времени отводимых на занятия по учебным предметам «Коллективное музицирование», и из расчета 50 % от общего количества часов
отводимых на индивидуальные занятия по учебным предметам специальной подготовки.
5.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться обучающиеся по данной ОП. Кроме того, реализация данного
учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений, обучающегося с преподавателем.
6.
При реализации учебного предмета «Хоровой класс», могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области
музыкального искусства.
7. При реализации специальности «Гитара», «Аккордеон» учащиеся в 1 классе посещают учебный предмет Коллективное музицирование
«Хоровой класс», со 2-4 класс Коллективное музицирование «Оркестровый класс»

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в области вокального исполнительства
«Эстрадный вокал», «Народное пение»

№

Наименование предметной

Годы обучения (классы)

п/п

области /учебного предмета

количество аудиторных

Промежуточная и итоговая аттестация годы обучения,
классы)

часов в неделю
1.

Учебные предметы исполнительской
подготовки

I

II

III

IV

1.1.

Вокальное исполнительство

1

1

1

1

VIII- итоговая аттестация
I-VII контрольный урок

1.2.

Ансамбль

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

1.3.

Фортепиано

0,5

0,5

0,5

0,5

I-VII контрольный урок

2.

Учебные предметы историкотеоретической подготовки

2.1.

Музыка и окружающий мир

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

2.2.

Занимательное сольфеджио

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

3.

Учебные предметы по выбору
учащегося:

2.3.

Коллективное музицирование
Хоровой класс

1

1

1

1

I-VII контрольный урок

2.4.

Сценическое движение

0,5

0,5

0,5

0,5

I-VII контрольный урок

Итого:

6

6

6

6

Примечание к учебному плану

1.
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11
человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2.

Предметы учебного плана сформированы по предметным областям: исполнительской подготовки, историко-теоретической подготовки.

3.

Продолжительность индивидуальных и групповых занятий составляет 45 минут и равна одному академическому часу.

4.
Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане предусмотрены концертмейстерские часы из расчета 100 % академического
времени отводимых на занятия по учебным предметам «Коллективное музицирование», и из расчета 50 % от общего количества часов
отводимых на индивидуальные занятия по учебным предметам специальной подготовки.
5.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться обучающиеся по данной ОП. Кроме того, реализация данного
учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
6.

При реализации учебного предмета «Сценическое движение» предусмотрены индивидуальные и мелкогрупповые занятия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».