«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБ ДО «ДШ И № 1»
_______________ Е. М. Сафина
«____» ________________ 2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 »
городского округа Саранск
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в области искусств
«Фортепиано», «Скрипка», «Гитара», «Эстрадный вокал», «Народный вокал», «Аккордеон»
(принят педагогическим советом от 30.08.2024 г, протокол № 1)
Саранск 2024 г.
I.
Пояснительная записка
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования
понятие "дополнительные общеобразовательные программы", которые подразделяются на предпрофессиональные и
общеразвивающие (пункт 1 части 4 статьи 12 и пункт 1 части 2 статьи 83). Настоящие Рекомендации разработаны во
исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с целью определения
особенностей организации общеразвивающих программ в области искусств, а также осуществления образовательной и
методической деятельности при реализации указанных образовательных программ.
Общеразвивающие программы в области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан,
привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (часть 1 статьи 83) 1.
Общеразвивающие программы в области искусств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией
самостоятельно (часть 5 статьи 12) с учетом настоящих Рекомендаций (часть 21 статьи 83), а также кадрового потенциала
и материально-технических условий образовательной организации, региональных особенностей.
Общеразвивающие программы в области искусств должны основываться на принципе вариативности для различных
возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. В образовательных организациях общеразвивающие
программы могут стать зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций художественного
образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).
При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств необходимо учитывать занятость
детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных
программ.
С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности
художественного образования срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет (2 года
10 месяцев и, соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно.
По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма
которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.
II.
Рекомендации к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
общеразвивающих программ в области искусств
2.1.
Общие положения
Минимум содержания общеразвивающей программы в области искусств должен обеспечивать развитие значимых для
образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.
Общеразвивающие программы в области искусств реализуются посредством:
- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение
ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях
быстро меняющегося мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;
- обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а
также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с
дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в
области искусств.
При реализации общеразвивающих программ в области искусств образовательная организация устанавливает
самостоятельно:
планируемые результаты освоения образовательной программы;
график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
содержание и форму итоговой аттестации;
систему и критерии оценок.
Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся является локальным
нормативным актом образовательной организации, который принимается органом самоуправления образовательной
организации (советом образовательной организации, методическим советом и др.) и утверждается руководителем.
В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году рекомендуется устанавливать не более
четырех зачетов. Проведение промежуточной аттестации в форме экзаменов при реализации дополнительных
общеразвивающих программ в области искусств не рекомендуется.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации образовательные
организации могут использовать зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование,
технические зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления, театральные представления, выставки. Текущий
контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Образовательной организацией должны быть разработаны критерии оценок промежуточной аттестации, текущего
контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств,
включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией
самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам общеразвивающей программы в области
искусств и ее учебному плану.
Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна способствовать:
формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными
ценностями, произведениями искусства;
воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
С этой целью содержание общеразвивающих программ в области искусств должно основываться на реализации
учебных предметов как в области художественно-творческой деятельности, так и в области историко-теоретических
знаний об искусстве.
Рабочие учебные планы образовательных организаций рекомендуется группировать по следующим предметным
областям: учебные предметы исполнительской и (или) художественно-творческой подготовки, учебные предметы
историко-теоретической подготовки, а также предметы по выбору, формируемые с участием родителей (законных
представителей) обучающихся.
Содержание учебных предметов должно быть направлено на формирование у обучающихся общих историкотеоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих
умений и навыков в том или ином виде (видах) искусств.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в области инструментального исполнительства
«Фортепиано» 4 ОП
№
Наименование предметной
Годы обучения (классы)
п/п
области /учебного предмета
количество аудиторных
Промежуточная и итоговая аттестация годы обучения,
классы)
часов в неделю
1.
Учебные предметы исполнительской
подготовки
I
II
III
IV
1.1.
Музыкальный инструмент
1
1
1
1
VIII- итоговая аттестация
I-VII контрольный урок
1.2.
Ансамбль
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
2.
Учебные предметы историкотеоретической подготовки
2.1.
Музыка и окружающий мир
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
2.2.
Занимательное сольфеджио
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
3.
Учебные предметы по выбору
учащегося:
3.1..
Коллективное музицирование
Хоровой класс
1
1
1
1
Итого аудиторная нагрузка:
5
5
5
5
I-VII контрольный урок
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в области инструментального исполнительства
«Фортепиано» (Первый базовый уровень 4 ОП, Второй базовый уровень- 6 ОП)
№
Наименование предметной
Годы обучения (классы)
п/п
области /учебного предмета
количество аудиторных
Промежуточная и итоговая аттестация годы обучения,
классы)
часов в неделю
1.
Учебные предметы исполнительской
подготовки
I
II
III
IV
1.1.
Музыкальный инструмент
1
1
1
1
VIII- итоговая аттестация
XII - итоговая аттестация
I-XI контрольный урок
1.2.
Ансамбль
1
1
1
1
I-XI контрольный урок
2.
Учебные предметы историкотеоретической подготовки
2.1.
Музыка и окружающий мир
1
1
1
1
I-XI контрольный урок
2.2.
Занимательное сольфеджио
1
1
1
1
I-XI контрольный урок
3.
Учебные предметы по выбору
учащегося:
3.1..
Коллективное музицирование
Хоровой класс
1
1
1
1
Итого аудиторная нагрузка:
5
5
5
5
I-XI контрольный урок
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в области инструментального исполнительства
«Скрипка», «Флейта»
№
Наименование предметной
Годы обучения (классы)
п/п
области /учебного предмета
количество аудиторных
Промежуточная и итоговая аттестация годы обучения,
классы)
часов в неделю
1.
Учебные предметы исполнительской
подготовки
I
II
III
IV
1.1.
Музыкальный инструмент
1
1
1
1
VIII- итоговая аттестация
I-VII контрольный урок
1.2.
Ансамбль
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
1.3.
Фортепиано
0,5
0,5
0,5
0,5
I-VII контрольный урок
2.
Учебные предметы историкотеоретической подготовки
2.1.
Музыка и окружающий мир
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
2.2.
Занимательное сольфеджио
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
3.
Учебные предметы по выбору
учащегося:
3.1..
Коллективное музицирование
Хоровой класс
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
Итого аудиторная нагрузка:
5,5
5,5
5,5
5,5
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в области инструментального исполнительства
«Гитара», «Аккордеон»
№
Наименование предметной
Годы обучения (классы)
п/п
области /учебного предмета
количество аудиторных
Промежуточная и итоговая аттестация годы обучения,
классы)
часов в неделю
1.
Учебные предметы исполнительской
подготовки
I
II
III
IV
1.1.
Музыкальный инструмент
1
1
1
1
VIII- итоговая аттестация
I-VII контрольный урок
1.2.
Ансамбль
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
1.3.
Фортепиано
0,5
0,5
0,5
0,5
I-VII контрольный урок
2.
Учебные предметы историкотеоретической подготовки
2.1.
Музыка и окружающий мир
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
2.2.
Занимательное сольфеджио
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
3.
Учебные предметы по выбору
учащегося:
3.1.
Коллективное музицирование
Хоровой класс
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
Итого аудиторная нагрузка:
5,5
5,5
5,5
5,5
Дополнительная общеобразовательные общеразвивающие программы в области изобразительного искусства «Живопись»
№
Наименование
предметной
п/ области/учебного предмета
Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в
неделю
Промежуточная
и
итоговая
аттестация (годы обучения, классы)
п
1.
1.1
1.2
2.
2.1
3.
3.1
Учебные
предметы
художественно-творческой
подготовки:
Основы
изобразительного
искусства и рисование
Прикладное творчество
Учебный предмет историкотеоретической подготовки:
беседы об искусстве
Учебный предмет по выбору:
лепка
Всего:
I
3
II
3
III
3
IV
3
I
2
2
2
2
I, II, III,IV
1
1
1
1
1
1
1
I, II, III, IV
1
1
1
1
1
5
1
1
1
5
1
IV
1
5
II, III, IV
4
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
№
Наименование
п/п предметной
области/учебного
предмета
Учебные
предметы
художественно-творческой
подготовки:
1.1
рисунок
1.2
основы
декоративноприкладного творчества
1.3
работа в материале
1.
Учебный
предмет
историко-теоретической
подготовки:
2.1
беседы об искусстве
3.
Учебный предмет по
выбору:
3.1
композиция прикладная
Всего:
2.
Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю
Промежуточная и
итоговая аттестация
(годы
обучения,
классы)
I
2
II
3
III
3
IV
3
1
1
1
1
1
II, IV, VI,VIII
II
2
2
2
IV, VI,VIII
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
II, IV, VI,VIII
1
4
1
5
1
5
1
5
II, IV, VI,VIII
II, IV, VI,VIII
*Примечание к учебному плану
1.
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11
человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2.
Предметы учебного плана сформированы по предметным областям: исполнительской подготовки, историко-теоретической подготовки.
3.
Продолжительность индивидуальных и групповых занятий составляет 45 минут и равна одному академическому часу.
4.
Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане предусмотрены концертмейстерские часы из расчета 100 % академического
времени отводимых на занятия по учебным предметам «Коллективное музицирование», и из расчета 50 % от общего количества часов
отводимых на индивидуальные занятия по учебным предметам специальной подготовки.
5.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться обучающиеся по данной ОП. Кроме того, реализация данного
учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений, обучающегося с преподавателем.
6.
При реализации учебного предмета «Хоровой класс», могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области
музыкального искусства.
7. При реализации специальности «Гитара», «Аккордеон» учащиеся в 1 классе посещают учебный предмет Коллективное музицирование
«Хоровой класс», со 2-4 класс Коллективное музицирование «Оркестровый класс»
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в области вокального исполнительства
«Эстрадный вокал», «Народное пение»
№
Наименование предметной
Годы обучения (классы)
п/п
области /учебного предмета
количество аудиторных
Промежуточная и итоговая аттестация годы обучения,
классы)
часов в неделю
1.
Учебные предметы исполнительской
подготовки
I
II
III
IV
1.1.
Вокальное исполнительство
1
1
1
1
VIII- итоговая аттестация
I-VII контрольный урок
1.2.
Ансамбль
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
1.3.
Фортепиано
0,5
0,5
0,5
0,5
I-VII контрольный урок
2.
Учебные предметы историкотеоретической подготовки
2.1.
Музыка и окружающий мир
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
2.2.
Занимательное сольфеджио
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
3.
Учебные предметы по выбору
учащегося:
2.3.
Коллективное музицирование
Хоровой класс
1
1
1
1
I-VII контрольный урок
2.4.
Сценическое движение
0,5
0,5
0,5
0,5
I-VII контрольный урок
Итого:
6
6
6
6
Примечание к учебному плану
1.
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11
человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2.
Предметы учебного плана сформированы по предметным областям: исполнительской подготовки, историко-теоретической подготовки.
3.
Продолжительность индивидуальных и групповых занятий составляет 45 минут и равна одному академическому часу.
4.
Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане предусмотрены концертмейстерские часы из расчета 100 % академического
времени отводимых на занятия по учебным предметам «Коллективное музицирование», и из расчета 50 % от общего количества часов
отводимых на индивидуальные занятия по учебным предметам специальной подготовки.
5.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться обучающиеся по данной ОП. Кроме того, реализация данного
учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
6.
При реализации учебного предмета «Сценическое движение» предусмотрены индивидуальные и мелкогрупповые занятия.