Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1»
Дополнительная общеразвивающая
программа в области
в музыкального искусства
второго (продвинутого) уровня
Саранск, 2024
ПРИНЯТО:
«Утверждаю»
Педагогическим советом
Директор
МБУДО «ДШИ № 1»
Сафина Елена Михайловна
______________
(подпись)
«
»_______________20
«
»_______________20
Разработчики:
Белкина М. А., преподаватель по классу фортепиано МБУДО «ДШИ № 1»,
Мигунова Н. И., преподаватель по классу фортепиано МБУДО «ДШИ № 1»
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.
II.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
III.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
IV.
ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
V.
VI.
ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)
СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
VII.
ТВОРЧЕСКАЯ,
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКАЯ
И
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ
I. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа в области искусств (далее - Программа)
разрабатывается и утверждается МБУДО «ДШИ № 1» (далее - Школа) самостоятельно с учетом
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам
искусств».
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся, предназначена для работы с детьми в МБУДО «ДШИ № 1».
Целью образовательной программы является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащихся, овладение знаниями и представлениями о
музыкальном исполнительстве; формирование практических умений и навыков в области
музыкального творчества, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области
искусства.
Задачи:
воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства;
формирование элементов аналитического отношения к музыкальному творчеству - по его темам
и средствам выразительности;
развитие эстетических, художественных, творческих способностей и дарований в их
органичном взаимодействии;
воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению
и обобщению явлений действительности и искусства на основе формирования опыта
собственной деятельности в области музыкального искусства, овладения практическими
умениями и навыками;
формирование навыков исполнительской деятельности;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности,
обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с
музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Представленная программа является вторым (продвинутым) уровнем освоения
Программы.
Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального
искусства для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс составляет 2
года (1 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 10 до 17 лет включительно.
Порядок приема на обучение по Программе принимаются учащиеся успешно
закончившие первый (базовый) уровень.
Организация учебного процесса обучающихся по дополнительной общеразвивающей
программе в области музыкального искусства осуществляется в форме индивидуальных
занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным
предметам – от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Продолжительность академического часа устанавливается уставом образовательной
организации и может составлять от 40 минут до 45 минут.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим
обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому
учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания
обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской
деятельности Школы.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями,
клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по каждому учебному предмету.
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости Школой могут использоваться
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические
концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся
проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов.
Контрольные уроки, зачёты и могут проходить в виде технических зачетов, академических
концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих
полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет. В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году рекомендуется
устанавливать не более четырех зачетов. Проведение промежуточной аттестации в форме
экзаменов при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств не
рекомендуется.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются
Школой самостоятельно. Школой разрабатываются критерии оценок промежуточной
аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся
создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы,
тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются Школой самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными, соответствовать целям
и задачам Программы и её учебному плану. Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать
оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому
учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются Школой.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Основы музыкального исполнительства;
2) Музыка и окружающий мир.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются Школой самостоятельно. Школой
также разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации.
По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам
выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией
самостоятельно.
Учащимся не завершившим обучение на втором (продвинутом) уровне выдается справка
утвержденного образца. Не завершившими обучение считаются лица, не прошедшие итоговую
аттестацию, либо не имеющие положительной оценки по одному или более предмету.
Кадровый ресурс
Реализация Программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным
фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню
учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут
быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд Школы укомплектовывается печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем
учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными
хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых
произведений в объеме, соответствующем требованиям Программы. Основной учебной
литературой по учебным предметам предметной области историко-теоретической подготовки
обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы может включать официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые
100 обучающихся.
Реализация Программы обеспечивается педагогическими работниками, имеющими
среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее
профессиональное образование, должна составлять не менее 30 процентов в общем числе
преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной Образовательной
Программе.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее
профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее
профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей
профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное
образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15
последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 35 недель реализация аудиторных занятий, в остальное время деятельность педагогических работников
должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а
также освоение дополнительных программ (ОП).
Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна
обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х
часов, не реже чем один раз в 3 года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление
образовательной деятельности. Педагогические работники школы должны осуществлять
творческую и методическую работу.
МБУДО «Детская школа искусств № 1» создает условия для взаимодействия с другими
ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с
целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения
постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации
Программы, использования передовых педагогических технологий.
Финансовые условия реализации программы
При реализации дополнительной общеразвивающей программы необходимо планировать
работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:
- по учебному предмету «Хоровой класс» не менее 80 процентов от аудиторного учебного
времени;
- по учебному предмету «Сольное пение» - до 100 процентов от аудиторного учебного
времени;
- по учебным предметам «Ансамбль» - от 60 до 100 процентов аудиторного учебного
времени;
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает своевременные сроки текущего и
капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации Программы Школа имеет минимально необходимый перечень учебных
аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения:
- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со
специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино);
- учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Основы
музыкального исполнительства» оснащаются пианино, народными инструментами и др.;
- учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Занимательное сольфеджио», «Музыка и окружающий мир» оснащаются фортепиано или
роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
В Школе создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта
музыкальных инструментов. МБУДО «Детская школа искусств № 1» обеспечивает
выступления учебных коллективов (хоровых, ансамблевых, оркестровых) в сценических
костюмах.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися
дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства
Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное
исполнение);
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации.
в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих
композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области
музыкального искусства);
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
III. Учебный план
Реализация общеразвивающих программ в области искусств способствует:
формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
воспитанию
активного
слушателя,
зрителя,
участника
творческой
самодеятельности.
С этой целью содержание общеразвивающих программ в области искусств основано на
реализации учебных предметов как в области художественно-творческой деятельности, так и в
области историко-теоретических знаний об искусстве.
Рабочие учебные планы сгруппированы по следующим предметным областям:
учебные предметы исполнительской подготовки;
учебные предметы историко-теоретической подготовки;
предметы по выбору, формируемые с участием родителей (законных
представителей) обучающихся.
Содержание учебных предметов направлено на формирование у обучающихся общих
историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных,
базовых художественно-творческих умений и навыков в том или ином виде (видах) искусств.
Примерный учебный план дополнительной общеразвивающей программы
в области музыкального искусства
№
п/п
1.
1.1
1.2.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2
3.4
Наименование
предметной
Годы
обучения
Промежуточная
и
области/учебного предмета
(классы), количество итоговая аттестация
аудиторных часов в (годы
обучения,
неделю
классы)
I (5)
II (6)
Учебные
предметы
2
2
исполнительской подготовки:
основы
музыкального
1
1
I (5), II (6)
исполнительства
ансамбль
1
1
I (5), II (6)
(вокальный/инструментальный)
Учебный предмет историко2
2
теоретической подготовки:
музыка и окружающий мир
1
1
II (6)
занимательное сольфеджио
1
1
II (6)
Учебный предмет по выбору:
2,5
2,5
хоровой класс
1
1
I (5), II (6)
сценическое движение
1
1
общее фортепиано
0,5
0,5
I (5), II (6)
Всего:
6,5
6,5
Примерный перечень учебных предметов: основы музыкального исполнительства
(фортепиано, гитара, баян, аккордеон, домра, балалайка, флейта, блок-флейта, бас-гитара,
саксофон, ударные инструменты, электронные инструменты, национальные инструменты, др.),
инструментальный ансамбль, вокальный ансамбль, фольклорный ансамбль, музицирование,
хоровое пение, оркестр, сольное пение, основы музыкальной грамоты, музыкальный букварь,
музыка и окружающий мир, слушание музыки, беседы о музыке, занимательное сольфеджио,
народное музыкальное творчество, ритмика, музыкальная информатика, студия компьютерной
музыки, музыкальный театр, эвритмия, музыкальная энциклопедия и другие.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся 4-5 часов в неделю (без учета
времени, предусмотренного учебным планом на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а
также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях
Школы).
IV. График образовательного процесса по программе
в области музыкального искусства
(Годовой календарный график на текущий год прилагается).
Продолжительность учебного года и каникулы.
Продолжительность учебного года составляет 35 недель.
В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в
первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние,
зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных
образовательных программ начального общего и основного общего образования.
V. Перечень программ учебных предметов по дополнительной общеразвивающей
программе в области музыкального искусства
(Программы учебных предметов прилагаются)
Программы учебных предметов исполнительской подготовки:
1.
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (сольное и
ансамблевое исполнительство)»
Программы учебных предметов историко-теоретической подготовки:
1.
Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио»
2.
Программа учебного предмета «Музыка и окружающий мир»
Программы учебных предметов по выбору:
1.
Программа учебного предмета «Хоровой класс»
2.
Программа учебного предмета «Общее фортепиано»
3.
Программа учебного предмета «Сценическое движение»
VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения образовательной программы обучающимися
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы
обучающихся
по
дополнительным
общеразвивающим
программам
в
области
искусств. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности
обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором полугодии – по
каждому учебному предмету. По решению образовательного учреждения оценка результатов
учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.
Основными формами промежуточной аттестации являются: зачет, контрольный урок.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных
полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация обучающихся
проводится в форме зачета в рамках промежуточной аттестации с обязательным выставлением
оценки, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью
обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе
обучения.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетных
ведомостях словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета и контрольной
работы качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4
(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Экзамены проводятся в период итоговой аттестации, время проведения которой
устанавливается графиком учебного процесса. На каждую итоговую аттестацию составляется
утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое
доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не менее чем за две недели
до начала проведения аттестации. К экзамену допускаются обучающиеся, полностью
выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем
учебном году.
Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень составляются на основе
программы учебного предмета и охватывают ее наиболее актуальные разделы, темы, или те или
иные требования к уровню навыков и умений обучающегося. Экзаменационные материалы
и/или репертуарный перечень должны полно отражать объем проверяемых теоретических
знаний, практических умений и навыков. Содержание экзаменационных материалов и/или
репертуарные перечни разрабатываются преподавателем соответствующего учебного предмета,
обсуждаются на заседаниях отделов (отделений) и/или методического совета и утверждаются
заместителем директора по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала проведения
промежуточной (экзаменационной) аттестации.
При проведении экзамена по теоретическим или историческим учебным предметам могут
быть применены вопросы, практические задания, тестовые здания.
В начале соответствующего учебного полугодия обучающимся сообщается вид
проведения экзамена по учебному предмету (академический концерт, исполнение концертных
программ, просмотр, выставка, творческий показ, театральная постановка, письменная работа,
устный опрос).
Основные условия подготовки к экзамену:
а) образовательное учреждение определяет перечень учебно-методических материалов,
нотных изданий, наглядных пособий, материалов справочного характера и др., которые
рекомендованы методическим советом образовательного учреждения к использованию на
экзамене;
б) к началу экзамена должны быть подготовлены те или иные документы:
репертуарные перечни;
экзаменационные билеты;
практические задания;
наглядные пособия, материалы справочного характера, рекомендованные к
использованию на экзамене методическим советом;
экзаменационная ведомость.
Экзамен принимается двумя-тремя преподавателями соответствующего отдела
(отделения), в том числе преподавателем, который вел учебный предмет, кандидатуры которых
были согласованы с методическим советом и утверждены руководителем образовательного
учреждения. На выполнение задания по билету обучающимся отводится заранее
запланированный объем времени (по теоретическим и историческим учебным предметам – не
более одного академического часа). Оценка, полученная на экзамене, заносится в
экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).
VII. Творческая, методическая и культурно-просветительская деятельность
Организация творческой деятельности учащихся по дополнительной общеразвивающей
программе в области музыкального искусства направлена на выявление и развитие детей в
области музыкального искусства. Организация программы творческой деятельности
осуществляется путем проведения различного рода творческих мероприятий. Программа
творческой деятельности учащихся включает в себя:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, районного, городского, областного,
регионального, всероссийского и международного);
- участие в творческих коллективах школы.
Культурно-просветительская деятельность учащихся осуществляется через участие в
фестивалях, олимпиадах, мастер-классах и творческих вечерах, через посещения учащимися
учреждений культуры (филармоний, выставочных и концертных залов, театров, музеев и др.), а
также организацию культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими
школами искусств и образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства и другими социальными партнерами.
Сентябрь
Окт
Ноя
ябрь
брь
рь
Обозначения:
Аудиторные
занятия
Декаб
Ян
Февр
варь
аль
Март
ь
Май
Июнь
Июл
ь
1
=
=
=
э = = = = = = = = = = = = = 35
1
-
2
=
=
=
I
1
1
1
= = = = = = = = = = = = = 35
ИТОГО
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
э
III
70
Каникулы
=
Итоговая аттестация
Апрел
Промежуточная
аттестация
1. График учебного процесса
Аудиторные занятия
Годы обучения
(классы)
1–7
8 – 14
15 – 21
22– 28
29.09–05.10
6–12
13–19
20–26
27.10–04.11
5–9
10–16
17–23
24.11-30.11
1–7
8–14
15–21
22–31
01.01–11.01
12–18
19–25
26.01–1.02
2–8
9–15
16–22
23.02–1.03
2–8
9–15
16–22
23.03.–29.03
30.03-05.04
6–12
13–19
20–26
27.04–3.05
4–10
11–17
18–24
25-30
31.05–7.06
8–14
15–21
22–28
29.06.–5.07
6–12
13–19
20- 26
27.07–2.08
3–9
10–16
17–23
24–31
График образовательного процесса
2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях
Август