ДПОП Фортепиано

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1»

Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области
в области музыкального искусства

«Фортепиано»

Саранск 2024

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
МБУДО «ДШИ № 1»

«

»_______________20

«Утверждаю»
Директор
Сафина Елена Михайловна
______________
(подпись)
«

»_______________20

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
III.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
IV.
ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
V.
ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)
VI.
СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
музыкального искусства «Фортепиано» разработана в соответствии с Федеральными
государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе.
Осуществляется МБУДО «Детская школа искусств № 1»1.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
музыкального искусства «Фортепиано» создана для обеспечения преемственности данной
программы с основными профессиональными образовательными программами среднего
профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального
искусства, а также сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации
в сфере культуры и искусства.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся, предназначена для работы с музыкально одарёнными детьми ДМШ и
музыкальных отделений ДШИ.
Основными целями дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Фортепиано» являются:
1. воспитание и развитие у обучающихся общекультурных компетенций (толерантность,
нравственность,
духовность,
эрудированность,
культурность,
доброжелательность,
интеллектуальность), позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности
разных народов;
2. формирование у обучающихся художественно-эстетических взглядов, моральных и
нравственных установок, потребности общения с духовными ценностями;
3. формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать
многообразные культурные ценности;
4. воспитание детей в позитивной творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
5. формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков (в соответствии
с программой), позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства;
6. выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков
творческой деятельности, умению планировать свою индивидуальную домашнюю работу,
осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать
объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями
и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и
художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной
учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата;
7. формирование у обучающихся комплекса профессиональных компетенций,
необходимых для реализации дальнейшей профессиональной деятельности.
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
- творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся;
- выявление и продвижение одаренных детей в области музыкального искусства в раннем
детском возрасте;
- создание комфортных условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих
исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной
грамотности, стилевыми традициями, особенностями композиторской индивидуальности;
1

В дальнейшем именуемая «Школа».

- создание теоретико-практической основы для приобретения учащимися опыта
исполнительской практики;
- воспитание у детей культуры и опыта сольного и ансамблевого исполнительства и
музицирования;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности (фестивальной, концертной,
конкурсной);
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира (в том числе с
включением регионального компонента);
- формирование навыков самостоятельной работы по знакомству, изучению и постижению
музыкального искусства;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.
Срок
освоения
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Фортепиано» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти
лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего
образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства,
может быть увеличен на один год (9 лет).
МБУДО «Детская школа искусств № 1» в соответствии с Федеральными
государственными требованиями, имеет право реализовывать программу «Фортепиано» в
сокращенные сроки, а также с ориентацией на повышенный уровень освоения программы и по
индивидуальным учебным планам, учитывающим соблюдение Федеральных государственных
требований.
Порядок приема учащихся МБУДО «Детская школа искусств № 1» на обучение по
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Фортепиано» осуществляется с целью выявления творческих
способностей поступающих и (или) физических данных, необходимых для освоения
соответствующих образовательных программ в области искусств.
Существует следующий порядок приема учащихся для обучения по дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства:
-родители (законные представители) поступающего ребенка подают заявление на имя
директора Школы, предоставляют копию свидетельства о рождении ребенка, копию документа,
удостоверяющего личность подающего заявление родителя (законного представителя) ребенка;
-родители (законные представители) поступающего ребенка знакомятся с Уставом,
локальными актами Школы, условиями поступления и правилами отбора детей, другой
информацией, связанной с приемом детей, размещенной Школой на своем информационном
стенде и официальном сайте;
-отбор детей проводится по конкретной образовательной программе в формах,
устанавливаемых образовательным учреждением самостоятельно с учетом ФГТ
(прослушивания, просмотры, показы, устные ответы и др.);
-для организации проведения отбора детей приказом директора Школы формируется
комиссия (комиссии) по отбору детей из числа преподавателей школы.
Отбор детей на дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную
программу в области музыкального искусства «Фортепиано» проводится в форме творческих
заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти,
интонации. Дополнительно (по собственному желанию) поступающий может исполнить
самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу
или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано).

Зачисление детей в МБУДО «Детская школа искусств № 1» осуществляется по
результатам их отбора. Порядок и сроки проведения отбора детей устанавливаются школой
самостоятельно.
Освоение обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Фортепиано», разработанной на основании
Федеральных государственных требований, завершается итоговой аттестацией обучающихся,
проводимой МБУДО «Детская школа искусств № 1». Выполнение Федеральных
государственных требований по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области музыкального искусства «Фортепиано» является основой для оценки
качества образования.
Продолжительность учебного года.
Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в
восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32
недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Фортепиано» с
дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет
39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе
составляет 33 недели.
С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в
объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные
каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего
года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при
реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
Организация
учебного
процесса
у
обучающихся
по
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства
«Фортепиано» осуществляется следующим образом: Учебные предметы учебного плана и
проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых
занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х
человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим
обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому
учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания
обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской
деятельности Школы.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями,
клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями для обучающихся,
которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам,
экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Школы.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в
объеме 158 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 184 часов при реализации ОП
с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается Школой из
расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,
резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и
методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после
окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Оценка качества реализации образовательной программы «Фортепиано» включает в

себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости Школой могут использоваться
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические
концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся
проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов,
академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных
опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании МБУДО
«Детская школа искусств № 1».
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются
Школой самостоятельно на основании настоящих ФГТ. Школой разрабатываются критерии
оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для
аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются Школой
самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями
настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Фортепиано» и её учебному
плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному
продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому
учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются Школой на
основании Федеральных Государственных требований.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются Школой самостоятельно. Школой
также разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,
музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального
искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том
числе ансамблевого;

достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания
художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров
зарубежных и отечественных композиторов;

умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые,
интервальные и мелодические построения;

наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Кадровый ресурс.
Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается доступом каждого обучающегося к
библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному
перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся
могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд Школы укомплектовывается печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем
учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными
хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых
произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано». Основной
учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки»
обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые
100 обучающихся.
Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими работниками,
имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей,
имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 30 процентов в
общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной
Образовательной Программе.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее
профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее
профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей
профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное
образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15
последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33
недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в
остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на
методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение
дополнительных профессиональных Образовательных программ (ОП).
Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна
обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х
часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление
образовательной деятельности. Педагогические работники школы должны осуществлять
творческую и методическую работу.
МБУДО «Детская школа искусств № 1» создает условия для взаимодействия с другими
ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с
целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения
постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации
программы «Фортепиано», использования передовых педагогических технологий.
Финансовые условия реализации программы.
При реализации программы «Фортепиано» необходимо планировать работу
концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:
-по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному учебному предмету
не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
-по учебным предметам «Концертмейстерский класс» и «Ансамбль» - от 60 до 100
процентов аудиторного учебного времени;
-при введении в вариативную часть ОП учебного предмета «Ритмика» - до 100 процентов
аудиторного учебного времени.
Материально-технические условия реализации программы «Фортепиано» обеспечивают

возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает своевременные сроки текущего и
капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Фортепиано» Школа имеет минимально необходимый
перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического
обеспечения:
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со
специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность
и чтение с листа», оснащаются роялями или пианино.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание
музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»,
«Элементарная теория музыки», оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническим
оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и
оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
В Школе создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта
музыкальных инструментов. МБУДО«Детская школа искусств № 1» обеспечивает выступления
учебных коллективов (хоровых, ансамблевых, оркестровых) в сценических костюмах.

2.Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального
искусства «Фортепиано».
Основные позиции.
В результате освоения программы (сроком обучения 8 лет, а также с дополнительным
годом обучения) происходит целостное художественно-эстетическое развитие личности
(общекультурные компетенции) и приобретение ею в процессе освоения образовательной
программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков
(профессиональные компетенции).
Планируемым
результатом
освоения
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических
направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в
ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения;
- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или
инструментальных музыкальных произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных
композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве
музыкальных произведений на инструменте;
- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в
письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового
(ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных
в разные исторические периоды;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения,
сверх обозначенных в пункте 3.2.настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания основного фортепианного репертуара;

- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном
художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области
музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных
элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения
музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов,
группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой
системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов,
отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);
- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыков восприятия современной музыки.
Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной
части должны отражать:
Специальность и чтение с листа:
-наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
-сформированный
комплекс исполнительских
знаний,
умений и
навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее
убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
-знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара,
включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты,
концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
-знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
-знание профессиональной терминологии;
-наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений
разных жанров и форм;
-навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
-навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
-наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
-наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического,
ладогармонического, тембрового слуха;
-наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Ансамбль:
-сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
-знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для
фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит,
ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального

репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее
формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;
-знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе
сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и
зарубежной музыки XX века;
-навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,
обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения.
Концертмейстерский класс:
-сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности,
стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и
зарубежной музыки, в том числе:
-знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального),
основных принципов аккомпанирования солисту;
-умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные
музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
-умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей
солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера
каждой партии;
-навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
-наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в
качестве концертмейстера.
Хоровой класс:
-знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых
партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
-знание профессиональной терминологии;
-умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью
органического сочетания слова и музыки;
-навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие
взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
-сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и
вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе
хоровых произведений для детей;
-наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и
хорового коллектива.
Сольфеджио:
-сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха
и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой
самостоятельности, в том числе:
-первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной
терминологии;
-умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры,
записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового
анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
-умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
-умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
-навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись
по слуху и т.п.).
Слушание музыки:

-наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах
(хоровых, оркестровых), основных жанрах;
-способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия
музыкального произведения
-умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного
музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного
опыта или произведениями других видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
-первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека;
-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно
программным требованиям;
-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений
зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров
и форм от эпохи барокко до современности;
-умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных
музыкальных произведений;
-навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы,
стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
-знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного,
театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
-знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
-знание профессиональной музыкальной терминологии;
-сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
-умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального
произведения;
-навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и
свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Элементарная теория музыки:
-знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы,
аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
-первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального
материала;
-умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
-наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой
системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов,
отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

3. Учебный план. (График на текущий год прилагается).
Учебный план программы «Фортепиано» предусматривает следующие предметные
области:
музыкальное исполнительство;
теория и история музыки
и разделы:
консультации;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из
учебных предметов.
При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объем
аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1776,5 часов, в том числе по
предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность и чтение с листа - 592 часа,
УП.02.Ансамбль - 132 часа, УП.03.Концертмейстерский класс - 49 часов, УП.04.Хоровой класс
– 345,5 часа;
ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 378,5 часа, УП.02.Слушание
музыки - 98 часов, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.
При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения общий
объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2073,5 часа, в том числе по
предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность и чтение с листа - 691 час,
УП.02.Ансамбль – 198 часов, УП.03.Концертмейстерский класс - 49 часов, УП.04.Хоровой
класс – 345,5 часа;
ОП.02.Теория и история музыки: Сольфеджио - 428 часов, Слушание музыки - 98 часов,
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час, Элементарная теория музыки –
33 часа.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки
обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися
дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части
определяются МБУДО«Детская школа искусств № 1». Объем времени вариативной части,
(также предусматриваемый Школой) на занятия обучающихся с присутствием преподавателя,
может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной
части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании Школой вариативной части, а также введении в данный раздел
индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные
традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся
финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени
на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с
учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в
неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна
превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на
консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия
обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях Школы).
4. График образовательного процесса по программе в области музыкального
искусства «Фортепиано».
(Годовой календарный график на текущий год прилагается).

Продолжительность учебного года и каникулы.
Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в
восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32
недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Фортепиано» с
дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет
39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе
составляет 33 недели.
С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в
объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные
каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего
года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при
реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями для обучающихся,
которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам,
экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Школы.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в
объеме 158 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 184 часов при реализации ОП
с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается Школой из
расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,
резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и
методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после
окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
5. Перечень программ учебных предметов по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»
(Программы учебных предметов прилагаются)
Программы
учебных предметов обязательной части ПО.01.
«Музыкальное
исполнительство»:
1.
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
2.
Программа учебного предмета «Ансамбль»
3.
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»
4.
Программа учебного предмета «Хоровой класс»
Программы учебных предметов обязательной части ПО.02. «Теория и история музыки»:
1.
Программа учебного предмета «Сольфеджио»2
2.
Программа учебного предмета «Слушание музыки»
3.
Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)»
Программы учебных предметов вариативной части В.00. «Вариативная часть»:
1.
Программа учебного предмета «Ритмика»
2.
Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки»
3.
Программа учебного предмета «Ансамбль»
4.
Программа учебного предмета «Дополнительный инструмент»
5.
Программа учебного предмета «Сочинение / Музицирование»
6.
Программа учебного предмета «Основы импровизации»

2

В первом классе учебное время по предмету «Сольфеджио» складывается следующим образом: 1 час из
обязательной части; 0,5 часа из вариативной части от предмета «Ритмика».

7. Творческая, методическая и культурно-просветительская деятельность
Организация
творческой
деятельности
учащихся
по
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства
«Фортепиано» направлена на выявление и развитие одаренных детей в области музыкального
искусства. Организация программы творческой деятельности осуществляется путем проведения
различного рода творческих мероприятий. Программа творческой деятельности учащихся
включает в себя:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, районного, городского, областного,
регионального, всероссийского и международного);
- участие в творческих коллективах школы.
Организация методической деятельности учащихся направлена на формирование навыков
работы с научно-методической литературой, эпистолярными источниками и библиотечными
архивами. Методическая деятельность также включает в себя написание рецензий на
посещение культурного (творческого) мероприятия, концерта, выставки, мастер-класса. Кроме
этого, в программу методической деятельности входит участие в семинарах, мастер-классах,
форумах, конференциях в различных формах (в качестве докладчика, в качестве слушателя,
форма тезисов, с иллюстративным материалом).
Культурно-просветительская деятельность учащихся осуществляется через участие в
фестивалях, олимпиадах, мастер-классах и творческих вечерах, через посещения учащимися
учреждений культуры (филармоний, выставочных и концертных залов, театров, музеев и др.), а
также организацию культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими
школами искусств и образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства и другими социальными партнерами.
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов
освоения ОП обучающимися
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы
обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам
в области искусств. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности
обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором полугодии – по
каждому учебному предмету. По решению образовательного учреждения оценка результатов
учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный
урок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце
учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения
учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация обучающихся
проводится в форме экзамена в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации или
зачета в рамках промежуточной аттестации с обязательным выставлением оценки, которая
заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью
обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе
обучения.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетных
ведомостях словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета и контрольной

работы качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4
(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Экзамены проводятся в период промежуточной (экзаменационной) аттестации, время
проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На каждую промежуточную
(экзаменационную) аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного
учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и
педагогических работников не менее чем за две недели до начала проведения промежуточной
(экзаменационной) аттестации. К экзамену допускаются обучающиеся, полностью
выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем
учебном году.
Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень составляются на основе
программы учебного предмета и охватывают ее наиболее актуальные разделы, темы, или те или
иные требования к уровню навыков и умений обучающегося. Экзаменационные материалы
и/или репертуарный перечень должны полно отражать объем проверяемых теоретических
знаний, практических умений и навыков. Содержание экзаменационных материалов и/или
репертуарные перечни разрабатываются преподавателем соответствующего учебного предмета,
обсуждаются на заседаниях отделов (отделений) и/или методического совета и утверждаются
заместителем директора по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала проведения
промежуточной (экзаменационной) аттестации.
При проведении экзамена по теоретическим или историческим учебным предметам могут
быть применены вопросы, практические задания, тестовые здания.
В начале соответствующего учебного полугодия обучающимся сообщается вид
проведения экзамена по учебному предмету (академический концерт, исполнение концертных
программ, просмотр, выставка, творческий показ, театральная постановка, письменная работа,
устный опрос).
Основные условия подготовки к экзамену:
а) образовательное учреждение определяет перечень учебно-методических материалов,
нотных изданий, наглядных пособий, материалов справочного характера и др., которые
рекомендованы методическим советом образовательного учреждения к использованию на
экзамене;
б) к началу экзамена должны быть подготовлены те или иные документы:

репертуарные перечни;

экзаменационные билеты;

практические задания;

наглядные пособия, материалы справочного характера, рекомендованные к
использованию на экзамене методическим советом;

экзаменационная ведомость.
Экзамен принимается двумя-тремя преподавателями соответствующего отдела
(отделения), в том числе преподавателем, который вел учебный предмет, кандидатуры которых
были согласованы с методическим советом и утверждены руководителем образовательного
учреждения. На выполнение задания по билету обучающимся отводится заранее
запланированный объем времени (по теоретическим и историческим учебным предметам – не
более одного академического часа). Оценка, полученная на экзамене, заносится в
экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).

Формы контроля освоения образовательной программы
- Текущий контроль
- Промежуточная аттестация
- Итоговая аттестация
Промежуточная аттестация
Сроки проведения
I полугодие
Контрольный урок
Зачёт
- технический зачёт;
- технический зачёт;
- академический
- академический концерт;
концерт;
- исполнение концертных
- исполнение
программ;
концертных программ;
- просмотр;
- просмотр;
- выставка;
- выставка;
- творческий показ;
- творческий показ;
- театральная постановка;
- театральная
- письменная работа;
постановка;
- устный опрос.
- письменная работа;
- устный опрос.

Контрольный урок
- технический зачёт;
- академический
концерт;
- исполнение
концертных программ;
- просмотр;
- выставка;
- творческий показ;
- театральная
постановка;
- письменная работа;
- устный опрос.

II полугодие
Зачёт
- технический зачёт;
- академический
концерт;
- исполнение
концертных программ;
- просмотр;
- выставка;
- творческий показ;
- театральная
постановка;
- письменная работа;
- устный опрос.

Экзамен
- технический зачёт;
- академический концерт;
- исполнение концертных
программ;
- просмотр;
- выставка;
- творческий показ;
- театральная постановка;
- письменная работа;
- устный опрос.

Критерии оценки
Система оценок

Уровень

«Отлично»

Существенно
отличает

Критерии
Ставится за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская
свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. Исполнение
программы наизусть – выразительное, яркое и образное, осмысленное, стилистически
грамотное, убедительное и законченное по форме, сочетающее в единое целое все слагаемые
исполнительской аранжировки.
Проявление индивидуального отношения к исполняемым аранжировкам произведений,
использование в аранжировках многообразных возможностей инструмента в достижении
наиболее убедительного воплощения художественного замысла.
Применение художественно оправданных технических приёмов, свобода и пластичность

«Хорошо»

По отдельным
параметрам

«Удовлетворитель
но»

Удовлетворяет
требованиям ФГТ

«Неудовлетворите
льно»

Неудовлетворяет
требованиям ФГТ

игрового аппарата, владение различными приёмами звукоизвлечения.
Свободное владение специфическими приёмами игры на инструменте.
Ставится за технически свободную, осмысленную и выразительную игру, когда
демонстрируется достаточное понимание характера, содержания и структуры исполняемых
аранжировок произведений.
Программа исполняется наизусть, проявляется индивидуальное отношение к исполняемым
аранжировкам, возможны небольшие технические и стилистические неточности.
Учащийся демонстрирует применение художественно оправданных технических приёмов,
свободу и пластичность игрового аппарата, возможны незначительные погрешности во
владении различными приёмами звукоизвлечения и способами артикуляции.
Владение специфическими приёмами игры на инструменте, допускаются небольшие
погрешности, не разрушающие целостность исполнительской аранжировки.
Ставится за игру, в которой учащийся показывает ограниченность своих возможностей,
демонстрируя несовершенное исполнение программы.
Программа исполняется наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется
осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемым аранжировкам.
Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и
пластичности игрового аппарата, погрешности во владении различными приёмами
звукоизвлечения и способами артикуляции.
Слабое владение специфическими приёмами игры на инструменте.
Ставится за отсутствие музыкальной образности в исполняемых произведениях, слабое знание
программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.

8. Приложение
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Фортепиано»
Срок обучения – 8 лет

Структура и объем ОП
Обязательная часть
ПО.01.

ПО.01.УП.01

Музыкальное
исполнительство
Специальность и чтение с
листа

ПО.01.УП.02 Ансамбль

3999,54426,5
3999,5

20652246
2065

2706,5

1588

1777

1185

330

198

10

11

12

13

14

15

16

8-й класс

9

7-й класс

8

6-й класс

7

5-й класс

6

4-й класс

5

3-й класс

(по
полугодиям)

2-й класс

4

Распределение по годам обучения

1-й класс

3

Промежуто
чная
аттестация

Экзамены

2

Аудиторные
занятия
(в часах)

Групповые
занятия
Мелкогруппов
ые занятия
Индивидуальн
ые занятия
Зачеты,
контрольные
уроки

1

Трудоемкость в
часах

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максим Самосто
альная
учебная ятельная
нагрузка работа

17

Количество недель аудиторных занятий

1934,5-2180,5

32

33

33

33

33

33

33

33

Недельная нагрузка в часах

1934,5
1118,5

592
132

1,3,5
…-15
8,10,

2,4
,6
…14



2

2

2

2,5

2,5

2,5





1

1

2,5

ПО.01.УП.03 Концертмейстерский класс
ПО.01.УП.04 Хоровой класс
ПО.02.

Теория и история музыки

ПО.02.УП.01 Сольфеджио
ПО.02.УП.02 Слушание музыки
Музыкальная литература
ПО.02.УП.03
(зарубежная, отечественная)
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум предметным
областям:
В.00.

Вариативная часть

122,5

73,5

477

131,5

1135

477

345,5

263

378,5

147

49

98

346,5

165

181,5

3841,5

2065

2,4…10,14,
15
6
913,15

Сольфеджио
Основы импровизации
Элементарная теория музыки
Ансамбль
Дополнительный инструмент

0,5
164
66
82,5

В.07.

Сочинение / Музицирование

115,5

4334

164,5





1/0

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

12

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5





1
1

1

1

1

1,5



7,5

7,5

8,5

8/7

10,5   16,5 16,5

20

18/
15,5

14

1776,5

10

5,5

9

328,5
0,5
х
33
33

82

15
16
16






















1

1

1/0
1
1
0,5




х
115,
5

2229,5



1

5

0,5
82
33
49,5



1

1776,5

32

492,5



658

641,5

В.01 УП. 01
В.02.УП.02
В.04.УП.04
В.05.УП.05
В.06.

Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:

49

14
12-15
12,14,
16

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1989,5

6

6,5

5,5

7

7,5

8,5

9,5

2105

11

11,
5

11,
5

15

16,
5

18,
5

22

11/
10
26/
21,

5
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации
Специальность
К.03.01.
К.03.02.
Сольфеджио
Музыкальная
литература
К.03.03
(зарубежная,
отечественная)
Ансамбль/Концертмей
К.03.04.
стерский класс
Сводный хор
К.03.05.
А.04.00.

158

-

9

20

Годовая нагрузка в часах
8
8
8
8
8
8 8
2
2
2
2
4
4 4

10

2



2

6

2



2

8



8

1

1

1

158
62

60

Аттестация

Промежуточная
(экзаменационная)
ИА.04.02.
Итоговая аттестация
ИА.04.02.01. Специальность
ИА.04.02.02. Сольфеджио
Музыкальная литература
ИА.04.02.03.
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени
ПА.04.01.

37

6

4

8

8

8

4

8

Годовой объем в неделях
7
2
1
0,5
0,5
8

1

1

1

1

2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Фортепиано»

Структура и объем ОП
Обязательная часть
Музыкальное
исполнительство
Специальность и чтение с
ПО.01.УП.01
листа
ПО.01.УП.02 Ансамбль
ПО.02.
Теория и история музыки
ПО.02.УП.01 Сольфеджио
Музыкальная литература
ПО.02.УП.02
(зарубежная, отечественная)
ПО.02.УП.03 Элементарная теория музыки
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
ПО.01.

686-752

7

8

9

363

429

264

297

198

132
231
82,5

66
99
33

82,5

33

66

33

363

2-е полугодие

6

Распределение по
учебным
полугодиям
1-е полугодие

Экзамены по
полугодиям

5

363379,5

686

660

Зачеты,
контрольные
уроки по
полугодиям

Трудоемкость
в часах
4

Индивидуальн
ые занятия

3

Аудиторные занятия
(в часах)
Мелкогруппов
ые занятия

2

Самост.
работа

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)

Групповые
занятия

1

Наименование частей,
предметных областей,
разделов, учебных предметов

Трудоемкость
в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максимальна
я учебная
нагрузка

10

11

Количество недель
аудиторных занятий

323-372,5

16

323

-

66

99
99

-

17

Недельная
нагрузка в часах

17

3

3

18



2

17

1,5

1,5

49,5

17

1,5

1,5

33

17,18

1

1

297



9

297



19,5

66
132
49,5

-

предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов
В.00.
Вариативная часть
В.01.УП.01 Хоровой класс
В.03.
Дополнительный инструмент
В.04.
Сочинение / Музицирование
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
К.03.01.
К.03.02.
К.03.03
К.03.04.
К.03.05.
А.04.00.
ИА.04.01.
ИА.04.01.01.
ИА.04.01.02.

Консультации
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная
литература
(зарубежная,
отечественная)
Ансамбль
Сводный хор
Аттестация
Итоговая аттестация

Специальность
Сольфеджио
Музыкальная литература
ИА.04.01.03.
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени

6
99
66

16,5
16,5

49,5

18
х
33

379,5

-

1,5
0,5

379,5

10,5

10,5

379,5

21,5

21,5

7
26



1,5

0,5

82,5

33

759

-

-

4

Годовая
нагрузка в часах
8
4

4

4

2

2
8

26
8

8
Годовой объем в неделях
2
1
0,5
0,5
1

2

График образовательного процесса

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

=
=
=
=
=
=
=
=

р
р
р
р
р
р
р
I

=
=
=
=
=
=
=
=

э
э
э
э
э
э
э
I

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

Аудиторные занятия

23.02–1.03
2–8
9–15
16–22
23.03.–29.03
30.03-05.04
6–12
13–19
20–26
27.04–3.05
4–10
11–17
18–24
25-30
31.05–7.06
8–14
15–21
22–28
29.06.–5.07
6–12
13–19
20- 26
27.07–2.08
3–9
10–16
17–23
24–31

16–22

9–15

2–8

26.01–1.02

19–25

=
=
=
=
=
=
=
=

Всего

Февраль

Каникулы

Янв
арь

итоговая аттестация

Декабрь

12–18

29.09–05.10

22– 28

15 – 21

8 – 14

1–7

Классы
1
2
3
4
5
6
7
8

Ноябр

Резерв учебного времени

Октяб
ь

рь

6–12
13–19
20–26
27.10–04.11
5–9
10–16
17–23
24.11-30.11
1–7
8–14
15–21
22–31
01.01–11.01

Сентябрь

Промежуточная аттестация

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

1. График учебного процесса

32
33
33
33
33
33
33
33

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

2

17
17
17
17
17
17
17
4

52
52
52
52
52
52
52
52

263

7

8

2

123

404

II II
ИТОГО
33*7

Обозначения:

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

р

э

III

Каникулы

=


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».