ДПОП Декоративно-прикладное творчество

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1»

Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области
декоративно-прикладного искусства

«Декоративно-прикладное творчество»

Саранск 2024

2

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
МБУДО «ДШИ № 1»

«Утверждаю»
Директор
Сафина Елена Михайловна
______________
(подпись)

3

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
IV. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
V.
ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)
VI. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ

4

Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области
декоративно-прикладного
искусства
«Декоративно-прикладное
творчество» (далее – программа «Декоративно-прикладное творчество»)
разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративноприкладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» и сроку обучения
по этой программе, осуществляется МБУДО «Детская школа искусств № 1»1.
Программа направлены на:
выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства в
раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков в области декоративноприкладного искусства;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области
декоративно-прикладного искусства.
Программа разработаны с учетом обеспечения преемственности программы
«Декоративно-прикладное творчество»
и основных профессиональных
образовательных программ среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства.
Целью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративноприкладное творчество» воспитание и развитие у обучающихся личностных
качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности
разных народов.
Задачами являются:
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной
требовательности;

1

В дальнейшем именуемая «Школа».

5

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области декоративно-прикладного искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих
восприятию в достаточном объеме учебной информации, приобретению навыков
творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу,
осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной
деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения
результата.
Условия
реализации
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести
месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Декоративноприкладное творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в
первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» для детей,
не закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области декоративноприкладного искусства, может быть увеличен на 1 год.
МБУДО «Детская школа искусств № 1» в соответствии с Федеральными
государственными требованиями имеет право реализовывать программу
«Декоративно-прикладное творчество» в сокращенные сроки, а также по
индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.
Прием и отбор учащихся на обучение по программе «Декоративноприкладное творчество» образовательное учреждение проводит отбор детей с
целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме
творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к
художественно-исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий
может представить самостоятельно выполненную творческую работу.
Прием в Школу для обучения по дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области музыкального искусства
осуществляется в соответствии с Типовым положением об образовательном
учреждении дополнительного образования детей, а также в соответствии с
федеральными государственными требованиями к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области соответствующего вида искусства и
срокам обучения по этим программам.

6

Прием в Школу осуществляется на основании результатов отбора детей,
проводимого с целью выявления их творческих способностей и (или) физических
данных, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ
в области соответствующего вида искусства.
Порядок приема учащихся для обучения по дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным
программам
в
области
соответствующего вида искусства:
- родители (законные представители) поступающего ребенка подают
заявление на имя директора Школы, предоставляют копию свидетельства о
рождении ребенка, копию документа, удостоверяющего личность подающего
заявление родителя (законного представителя) ребенка;
-родители (законные представители) поступающего ребенка знакомятся с
Уставом, локальными актами Школы, условиями поступления и правилами
отбора детей, другой информацией, связанной с приемом детей, размещенной
Школой на своем информационном стенде и официальном сайте;
-отбор детей проводится по конкретной образовательной программе в формах,
устанавливаемых образовательным учреждением самостоятельно с учетом
Федеральных государственных требований (прослушивания, просмотры, показы,
устные ответы и др.);
-для организации проведения отбора детей приказом директора Школы
формируется комиссия (комиссии) по отбору детей из числа преподавателей
Школы;
- зачисление учащихся производится приказом директора на основании
решения о результатах отбора, принимаемого комиссией по отбору детей на
закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, в пределах
плановой цифры, устанавливаемой Учредителем.
Продолжительность учебного года.
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со
сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года составляет: с первого по
третий класс - 39 недель, с четвертого по восьмой – 40 недель. Продолжительность
учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой
классы - 33 недели. При реализации программы «Декоративно-прикладное
творчество» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года
в восьмом и девятом классах составляет 40 недель, продолжительность учебных
занятий в девятом классе составляет 33 недели.
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком
обучения 5 лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39
недель, со второго по пятый классы составляет 40 недель. Продолжительность
учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации
программы «Декоративно-прикладное творчество» с дополнительным годом
обучения продолжительность учебного года в пятом и шестом классах составляет
40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по шестой классы
составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в
первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет

7

устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения.
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при
реализации основных образовательных программ начального общего и основного
общего образования.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в
первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются: при реализации ОП со сроком обучения 8 лет с первого по
третий классы – 13 недель, с четвертого по седьмой классы – 12 недель. При
реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком
обучения 9 лет в восьмом классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель.
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком
обучения 5 лет летние каникулы устанавливаются: в первом классе – 13 недель, со
второго по четвертый классы – 12 недель. При реализации программы
«Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 6 лет в пятом классе
устанавливаются каникулы объемом 12 недель. Осенние, зимние, весенние
каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных
образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Школа обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с
графиком образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться одну
неделю в июне месяце и рассредоточено в различные периоды учебного года.
Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
Организация учебного процесса у обучающихся по дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
хореографического
искусства
«Декоративно-прикладное
творчество»
осуществляется следующим образом: учебные предметы учебного плана и
проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий,
мелкогрупповых занятий(численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий
(численностью от 11 человек).
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков,
имеют право на освоение программы «Декоративно-прикладное творчество» по
индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление
обучающихся не предусмотрено.
Программа «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается учебнометодической документацией по всем учебным предметам.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок,
галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в
творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МБУДО
«Детская школа искусств № 1».
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
контролируется

8

преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями,
хрестоматиями в области изобразительного и декоративно-прикладного
искусства, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с
программными требованиями по каждому учебному предмету.
Библиотечный фонд МБУДО «Детская школа искусств № 1» укомплектован
печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной
и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также
изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными
изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы «Декоративноприкладное творчество». Основной учебной литературой по учебным предметам
предметной области «История искусств» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра
на каждые 100 обучающихся
Реализация
программы
«Декоративно-прикладное
творчество»
обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью
подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам,
просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению
школы. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва
учебного времени в следующем объеме: 123 часа при реализации ОП со сроком
обучения 8 лет и 145 часов с дополнительным годом обучения; 100 часов при
реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 122 часа с дополнительным годом
обучения. Резерв учебного времени устанавливается школой из расчета одной
недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,
резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся
и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно
использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с
целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних
каникул.
Оценка качества реализации образовательной программы Оценка
качества реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» включает
в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости школой могут
использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование, просмотры учебных творческих работ. Текущий контроль
успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов
и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде
письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами
аудиторных занятий.

9

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании МБУДО «Детская школа искусств № 1».
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются МБУДО «Детская школа искусств № 1» самостоятельно на
основании настоящих ФГТ. МБУДО «Детская школа искусств № 1»
разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего
контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются
фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы,
тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и
навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются МБУДО
«Детская школа искусств № 1» самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы
«Декоративно-прикладное творчество» и её учебному плану. Фонды оценочных
средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником
знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному
продолжению профессионального образования в области декоративноприкладного искусства.
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету
выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании
четверти.
Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
МБУДО «Детская школа искусств № 1» на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1)
Работа в материале;
2)
История народной культуры и изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются МБУДО «Детская школа
искусств № 1» самостоятельно. Школой разрабатываются критерии оценок
итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:
знание исторических периодов развития декоративно-прикладного и
изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств, основных
художественных школ;
знание профессиональной терминологии, лучших образцов декоративноприкладного и изобразительного искусства;
знание закономерностей построения художественной формы и особенностей
ее восприятия и воплощения;

10

достаточный уровень владения средствами живописи и рисунка с
использованием их изобразительно-выразительных возможностей;
навыки исполнения работы по композиции;
наличие кругозора в области декоративно-прикладного и изобразительного
искусства.
Кадровый ресурс.
Реализация
программы
«Декоративно-прикладное
творчество»
обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное
или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее
профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в
общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по
данной программе.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь
высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями,
имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные
звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами,
имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в
соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение
консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических
работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурнопросветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных
образовательных программ.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
обеспечивается освоением дополнительных профессиональных образовательных
программ в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ,
имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Педагогические работники МБУДО «Детская школа искусств № 1» осуществляют
творческую и методическую работу.
МБУДО «Детская школа искусств № 1» созданы условия для взаимодействия
с другими ОУ, реализующими ОП в области декоративно-прикладного и
изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью
обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения
постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам
реализации программы «Декоративно-прикладное творчество», использования
передовых педагогических технологий.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью
изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с
живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени,
предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по данным учебным
предметам.
МБУДО «Детская школа искусств № 1» создает условия для взаимодействия
с другими ОУ, реализующими образовательные программы в области

11

декоративно-прикладного искусства, в том числе и профессиональные, с целью
обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения
постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам
реализации программы «Декоративно-прикладное творчество», использования
передовых педагогических технологий.
Финансовые условия реализации программы.
Материально-технические условия реализации программы «Декоративноприкладное творчество» обеспечивают возможность достижения обучающимися
результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база МБУДО «Детская школа искусств № 1»
соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
МБУДО «Детская школа искусств № 1» соблюдает своевременные сроки
текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Декоративно-прикладное творчество»
минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных
кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
выставочный зал,
библиотеку,
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
мастерские,
учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
МБУДО «Детская школа искусств № 1» имеет натюрмортный фонд и
методический фонд.
Материально-техническая база МБУДО «Детская школа искусств № 1»
соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Беседы об искусстве», «История народной культуры и изобразительного
искусства», оснащены видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
2.Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»
Основные позиции
В результате освоения программы (сроком обучения 8 лет, а также с
дополнительным годом обучения) происходит целостное художественноэстетическое развитие личности (общекультурные компетенции) и приобретение
ею в процессе освоения образовательной программы музыкальноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков (профессиональные
компетенции).
Планируемым результатом освоения дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в
области
«Декоративно-прикладное

12

творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
- знания основных видов народного художественного творчества;
- знания терминологии в области декоративно-прикладного и
изобразительного искусства;
- умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла;
- навыков копирования лучших образцов различных художественных
ремесел;
- навыков работы в различных техниках и материалах;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем,
архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и
постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия,
плановости;
- умения изображать окружающую действительность, передавая
световоздушную перспективу и естественную освещенность;
- умения применять навыки, приобретенные на учебных предметах
«рисунок», «живопись», «композиция»;
в области истории искусств:
- знания основных этапов развития декоративно-прикладного и
изобразительного искусства;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том
числе произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- умения использовать полученные теоретические знания в художественнотворческой деятельности.
Результатом освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» с
дополнительным годом обучения по учебным предметам обязательной части
учащиеся должны демонстрировать следующие профессиональные компетенции:
в области художественного творчества:
- знания основных методов и способов проектирования и моделирования
изделий декоративно-прикладного искусства;
- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в
художественно-творческих работах;

13

- навыков самостоятельно применять различные художественные материалы
и техники;
в области пленэрных занятий:
- знания закономерностей построения художественной
формы и
особенностей ее восприятия и воплощения;
- умения передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
- навыков техники работы над эскизом с подробной проработкой деталей;
в области истории искусств:
- знания истории создания, стилистических особенностей лучших образцов
изобразительного,
декоративно-прикладного
искусства
и
народного
художественного творчества;
- навыков восприятия современного искусства.
Результаты освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» по
учебным предметам обязательной части должны отражать:
Основы изобразительной грамоты и рисование:
знание различных видов изобразительного искусства;
знание основных жанров изобразительного искусства;
знание основ цветоведения;
знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
знание основных элементов композиции: принципа трехкомпонентности,
силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричностидецентричности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
умение работать с различными материалами;
умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
навыки организации плоскости листа, композиционного решения
изображения;
навыки передачи формы, характера предмета;
наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и
композиционного решения;
наличие образного мышления, образной памяти, эстетического отношения к
действительности.
Прикладное творчество:
знание основных понятий и терминологии в области декоративноприкладного искусства и художественных промыслов;
знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
умение работать с различными материалами;
умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа,
конструирования;
умение изготавливать игрушки из различных материалов;
навыки заполнения объемной формы узором;
навыки ритмического заполнения поверхности;
навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.

14

Лепка:
знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор»,
«композиция»;
знание особенностей работы с пластическими материалами;
умение воспринимать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов;
умение создавать работы с натуры и по памяти;
умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
навыки конструктивного и пластического способов лепки.
Рисунок:
знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
знание законов перспективы;
умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
умение моделировать форму предметов тоном;
умение последовательно вести длительную постановку;
умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
навыки владения линией, штрихом, пятном;
навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
навыки передачи фактуры и материала предмета;
навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Живопись:
знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
знание разнообразных техник живописи;
знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
навыки использования основных техник и материалов;
навыки последовательного ведения живописной работы.
Композиция прикладная:
знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
умение применять полученные знания о выразительных средствах
композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете,
контрасте) в композиционных работах;

15

умение
находить
художественные
средства,
соответствующие
композиционному замыслу;
умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой
задачи;
навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы.
Работа в материале:
знание физических и химических свойств материалов, применяемых при
выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;
умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия
декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;
навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел;
навыки работы в различных техниках и материалах.
Беседы об искусстве:
сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и
жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного
вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
знание особенностей языка различных видов искусства;
первичные навыки анализа произведения искусства;
навыки восприятия художественного образа.
История народной культуры и изобразительного искусства:
знание основных этапов развития изобразительного искусства;
знание основных видов народного художественного творчества, его
особенностей, народных истоков декоративно-прикладного искусства;
знание основных понятий изобразительного искусства;
знание основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве;
знание основных центров народных художественных промыслов;
умение определять в произведении изобразительного искусства основные
черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению
выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими
видами искусств;
навыки анализа произведения изобразительного искусства.
Пленэр:
знание закономерностей построения
художественной
формы и
особенностей ее восприятия и воплощения;
знание способов передачи большого пространства, движущейся и
меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
умение передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок,
живопись, композиция;

16

умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым
эскизом с подробной проработкой деталей.
3. Учебный план
В
дополнительную
предпрофессиональную
общеобразовательную
программу в области «Декоративно-прикладное творчество» входят следующие
учебные предметы:
Учебные предметы обязательной части ПО.01. «Художественное
творчество»:
Программа «Декоративно-прикладное творчество» может включать как один,
так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения.
Учебный план программы «Декоративно-прикладное творчество» должен
предусматривать следующие предметные области:
изобразительное творчество;
пленэрные занятия;
история искусств
и разделы:
консультации;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят из учебных предметов.
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со
сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части
составляет 2863 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты
и рисование – 196 часов, УП.02.Прикладное творчество – 196 часов, УП.03.Лепка
– 196 часов, УП.04.Рисунок – 396 часов, УП.05.Живопись – 396 часов,
УП.06.Композиция прикладная – 165 часов, УП.07.Работа в материале – 792 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 98 часов,
УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства – 165 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 140 часов.
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» с
дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем
аудиторной нагрузки обязательной части составляет 3325,5 часа, в том числе по
предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты
и рисование – 196 часов, УП.02.Прикладное творчество – 196 часов, УП.03.Лепка
– 196 часов, УП.04.Рисунок – 462 часа, УП.05.Живопись – 462 часа,
УП.06.Композиция прикладная – 198 часов, УП.07.Работа в материале – 990
часов;

17

ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 98 часов,
УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства – 214,5 часа;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 168 часов.
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со
сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части
составляет 2208,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Рисунок – 396 часов,
УП.02.Живопись – 396 часов, УП.03.Композиция прикладная – 165 часов,
УП.04.Работа в материале – 792 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 49,5 часа,
УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства – 198 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 112 часов.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные
предметы вариативной части определяются школой самостоятельно. Объем
времени вариативной части, предусматриваемый школой на занятия
обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов
от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного
на аудиторные занятия.
При формировании школой вариативной части, а также введении в данный
раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические,
национальные и региональные традиции подготовки кадров в области
декоративно-прикладного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы,
предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному
предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и
методической целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать
26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного
плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени,
предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на
контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в
творческих и культурно-просветительских мероприятиях МБУДО «Детская
школа искусств № 1»).
4. График общеобразовательного процесса по программе в области
декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное
творчество» (Годовой календарный график на текущий год прилагается)
Продолжительность учебного года и каникулы.
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со

18

сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой
классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность
учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой
классы 33 недели. При реализации программы «Декоративно-прикладное
творчество» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного
года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель,
продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со
сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по
четвертый классы составляет 39 недель, в пятом классе – 40 недель.
Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33
недели. При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» с
дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом
классе составляет 39 недель, в шестом классе - 40 недель, продолжительность
учебных занятий в шестом классе составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в
первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года
обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования.
Реализация
программы
«Декоративно-прикладное
творчество»
обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с
целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам,
творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Школы.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного
времени в следующем объеме: 196 часов при реализации ОП со сроком
обучения 8 лет и 234 часа с дополнительным годом обучения; 148 часов при
реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 186 часов с дополнительным годом
обучения. Резерв учебного времени устанавливается Школой из расчета одной
недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся
рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную
работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного
времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации
(экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой
обучающихся на период летних каникул.
5. Перечень программ учебных предметов по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»
(Программы учебных предметов прилагаются)
Программы учебных предметов
«Художественное творчество»:

обязательной

части

ПО.01.

19

Программа учебного предмета
«Основы изобразительной грамоты и
рисование»
Программа учебного предмета «Прикладное творчество»
Программа учебного предмета «Лепка»
Программа учебного предмета «Рисунок»
Программа учебного предмета «Живопись»
Программа учебного предмета «Композиция прикладная»
Программа учебного предмета «Работа в материале»
Программы учебных предметов обязательной части ПО.02.История
искусств:
Программа учебного предмета Беседы об искусстве
Программа учебного предмета История народной культуры и
изобразительного искусства
Программы учебных предметов обязательной части ПО.03.Пленэрные
занятия:
Программа учебного предмета «Пленэр»
Программы учебных предметов вариативной части В.00. «Вариативная
часть»:
Программа учебного предмета «Скульптура»
Программа учебного предмета «Компьютерная графика»
Программа учебного предмета «История искусства (музыкального,
театрального, киноискусства)»
Программа учебного предмета «Основы дизайн-проектирования»
Программа учебного предмета «Фольклорное творчество»
Программа учебного предмета «Цветоведение»
Программа учебного предмета «Фотография»
Программа учебного предмета «Художественное оформление спектакля»
Программа учебного предмета «Графическая композиция»
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное
творчество»
Оценка качества реализации программы «Декоративно-прикладное
творчество» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости школой могут
использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование, просмотры учебных творческих работ. Текущий контроль
успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.

20

Виды и формы промежуточной аттестации:

Контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного
времени);

экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное
время).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по
полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в
форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Экзамены проводятся в
форме творческого просмотра работ обучающихся за пределами аудиторных
занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком
уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением,
творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но
прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные
ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки
(по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима
постоянная помощь преподавателя.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании МБУДО «Детская школа искусств № 1».
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются МБУДО «Детская школа искусств № 1» самостоятельно на
основании настоящих ФГТ. МБУДО «Детская школа искусств № 1»
разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего
контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются
фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы,
тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и
навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются МБУДО
«Детская школа искусств № 1» самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы
«Декоративно-прикладное творчество» и её учебному плану. Фонды оценочных
средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником
знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному
продолжению профессионального образования в области декоративноприкладного искусства.
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету
выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании
четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются

21

МБУДО «Детская школа искусств № 1» на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
3)
Работа в материале;
4)
История народной культуры и изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются МБУДО «Детская школа
искусств № 1» самостоятельно. Школой разрабатываются критерии оценок
итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности
(Программа прилагается)
Организация творческой деятельности учащихся по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративноприкладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» направлена на
выявление и развитие одаренных детей в области музыкального искусства.
Организация программы творческой деятельности осуществляется путем
проведения различного рода творческих мероприятий. Программа творческой
деятельности учащихся включает в себя:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, районного, городского,
областного, регионального, всероссийского и международного);
- участие в творческих коллективах школы.
Организация методической деятельности учащихся направлена на
формирование навыков работы с научно-методической литературой,
эпистолярными источниками и библиотечными архивами. Методическая
деятельность также включает в себя написание рецензий на посещение
культурного (творческого) мероприятия, концерта, выставки, мастер-класса.
Кроме этого, в программу методической деятельности входит участие учащихся в
семинарах, мастер-классах, форумах, конференциях в различных формах (в
качестве докладчика, в качестве слушателя, форма тезисов, с иллюстративным
материалом).
Культурно-просветительская деятельность учащихся осуществляется через
участие в фестивалях, олимпиадах, мастер-классах и творческих вечерах, через
посещения учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных и
концертных залов, театров, музеев и др.), а также организацию культурнопросветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств
и образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства и другими
социальными партнерами.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития,

22

эстетического воспитания и художественного становления личности МБУДО
«Детская школа искусств № 1» создана комфортная развивающая
образовательная среда, обеспечивающая возможность:
выявления и развития одаренных детей в области декоративно-прикладного
искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, творческих вечеров и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, музеев, театров и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным
видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального
образования, реализующими основные профессиональные образовательные
программы в области декоративно-прикладного искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере
культуры и искусства, а также современного развития декоративно-прикладного и
изобразительного искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся;
построения содержания программы «Декоративно-прикладное творчество» с
учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей
субъекта Российской Федерации;
эффективного управления МБУДО «Детская школа искусств № 1».

8. Приложение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»

ПО.01.
ПО.01.УП.
01.
ПО.01.УП.
02.
ПО.01.УП.
03.
ПО.01.УП.

Структура и объем
ОП
Обязательная часть
Художественное
творчество

5-й класс

9

4-й класс

8

3-й класс

7

2-й класс

6

Распределение по годам обучения

1-й класс

5

Экзамены

4

Зачеты, контрольные
уроки

3

Индивидуальные
занятия

2

Мелкогрупповые
занятия

1

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)2)

Аудиторные
занятия
(в часах)

Групповые занятия

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Самост.
работа

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметны
х областей,
разделов и
учебных
предметов

Максимальна
я учебная
нагрузка

Трудоемкость в
часах

Нормативный срок обучения – 5 лет

Количество недель аудиторных занятий
33

33

33

33

33

10

11

12

13

14

3809-4073
3809

1600,51732,5
1600,5

2208,5-2340,5
2208,5

3135

1386

1749

Рисунок3)

726

330

396

2, 4,6, 10

8



3

2

2

2

Живопись

726

330

396

2, 4,6, 10

8

3



2

2

2

495

330

165

2…-8





1

1

1

1188

396

792

1,3…9

4

4

5

5

6

Композиция
прикладная
Работа в материале

1)

Недельная нагрузка в часах

2…-8

24
04.
ПО.02.
ПО.02.УП.
01.

История искусств

462

214,5

Беседы об искусстве

66

16,5

396

198

История народной
культуры и
изобразительного
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Пленэрные занятия4)
ПО.03.
ПО.03.УП.
Пленэр
01
Аудиторная нагрузка по трем
предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по трем
предметным областям:
В.00.
Вариативная часть5)
В.01.
Скульптура
Компьютерная
В.02.
графика
История искусства
(музыкального,
В.03.
театрального,
киноискусства)
Основы дизайнВ.04.
проектирования
Фольклорное
В.05.
творчество
ПО.02.УП.
02.

247,5
49,5

2

198

1,5

4,6,8

1,5

1,5

1,5

1,5

1996,5



12,5

11,5

11,5

12,5

1996,5



22

21

22

23

112

112



112

112

х

х

х

х


1


1

1

1

3597

3709

1600,5

1600,5

4… -10



2108,5
25

264
264

132
132

132
132
х
х
х
х

6




4…- 10

25
В.06.
В.07.

Цветоведение
Фотография
Художественное
В.08.
оформление книги
Графическая
В.09.
композиция
Всего аудиторная нагрузка с
учетом вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с
учетом вариативной части:6)
Всего количество контрольных
уроков, зачетов, экзаменов:
К.04.00.
Консультации7)
Рисунок
К.04.01.
К.04.02.
Живопись
Композиция
К.04.03
прикладная
Работа
в
К.04.04.
материале
Беседы
об
К.04.05.
искусстве
История
народной
К.04.06.
культуры
и
изобразительно
го искусства
А.05.00.
ПА.05.01.
ИА.05.02.
ИА.05.02.0
1.
ИА.05.02.0

х
х
х
х
29
3973

100

2240,5

12,5

13,5

12,5

12,5

13,5

21

24

23

24

25

Годовая нагрузка в часах
4
4
4
4
4
4
4
4

100
20
20

4
4

10

2

2



2

2

40

8

8



8

8

2

2

8

Аттестация
Промежуточная
(экзаменационная)
Итоговая аттестация

1732,5

6



2



2

2

1

1

1

-

Годовой объем в неделях
4
2

Работа в материале

1

История народной

1

1

2

26
культуры и
изобразительного
искусства
1
1
1
1
1
Резерв учебного времени7)
5
1)
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество
часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков
реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ
самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять
до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на
самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных
занятий. При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо
учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области декоративно-прикладного искусства, а также
имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
2)
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация
обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 10 полугодий за 5 лет. При выставлении между цифрами «-»
необходимо считать и четные и нечетные полугодия (например «6-10» –с 6-го по 10-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде
зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает
самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой
промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании четверти.
3)
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время,
отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на
аудиторные занятия.
4)
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме
5 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 2-5 классы – по 28 часов в год.
5)
В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации.
ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.02.-В.09.) или
самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый
учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком,
зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий.
6)
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.
7)
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного
времени. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся
рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
2.

27
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью
обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
1.При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11
человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
2.Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ
начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом:
Рисунок – по 2 часа в неделю;
Живопись – по 2 часа в неделю;
Композиция прикладная – по 2 часа в неделю;
Работа в материале – 1-3 классы – по 2 часа, 4-5 классы – по 3 часа в неделю;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История народной культуры и изобразительного искусства – по 1,5 часа в неделю.

28

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

4

5

6

7

Структура и объем ОП

792,5858,5)

330-363

462,5-495,5

Обязательная часть

792,5

330

462,5

Художественное
творчество

660

297

363

Рисунок

132

66

66

11

2

2

Живопись

132

66

66

11



2

Композиция прикладная

99

66

33

1

1

Работа в материале

297

99

198

6

6

История искусств
Беседы об искусстве

82,5
-

33
-

49,5
-

2-е полугодие

3

1-е полугодие

Индивидуальные
занятия

Экзамены

Мелкогрупповые
занятия

9

Групповые занятия

ПО.01.УП.01
.
ПО.01.УП.02
.
ПО.01.УП.03
.
ПО.01.УП.04
.
ПО.02.
ПО.02.УП.01

8

Распределение по
учебным полугодиям

2

1

ПО.01.

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)

Трудоемкость в
часах

Наименование частей,
предметных областей,
учебных предметов и
разделов

Самост.
работа

Аудиторные занятия
(в часах)

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максималь
ная
учебная
нагрузка

Зачеты, контрольные
уроки

на дополнительный год обучения (6 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»

Количество недель аудиторных
занятий
11

12

10

11

Недельная нагрузка в
часах

11
11

29
История народной культуры
ПО.02.УП.02
и изобразительного
.
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
ПО.03.
Пленэрные занятия
ПО.03.УП.01
Пленэр
.
Аудиторная нагрузка по трем
предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов
В.00.
Вариативная часть3)
В.01.
Скульптура
В.02.
Компьютерная графика
История искусства
(музыкального,
В.03.
театрального,
киноискусства)
Основы дизайнВ.04.
проектирования
В.05.
Фольклорное творчество
В.06.
Цветоведение
В.07.
Фотография
Художественное оформление
В.08.
спектакля
В.06.
Графическая композиция
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:5)

82,5

742,5

33

330

28
28

49,5

1,5

1,5

412,5



12,5

412,5



22,5

28



28

11

х

11

х

440,5
770,5

440,5
4

66
66

33
33

33
33
х

12

2



1

1

13,5

13,5

х
х
х
х
х
х
х
473,5

30
Всего максимальная нагрузка с учетом
836,5
363
473,5
24,5
24,5
вариативной части:5)
Всего количество контрольных уроков,
5
2
зачетов, экзаменов:
Годовая нагрузка в часах
К.04.00.
Консультации6)
22
22
Рисунок
К.04.01.
4
4
К.04.02.
Живопись
4
4
Композиция
К.04.03
4
4
прикладная
Работа в материале
К.04.04.
8
8
Беседы об искусстве
К.04.05.
История народной
культуры и
К.04.06.
2
2
изобразительного
искусства
А.05.00.
Аттестация
Годовой объем в неделях
ИА.05.01.
Итоговая аттестация
2
2
ИА.05.01.01. Работа в материале
1
История народной культуры
ИА.05.01.02. и изобразительного
1
искусства
1
Резерв учебного времени6)
1
1)
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное
количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части
количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная
часть разрабатывается ДШИ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя
с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного
на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо
планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП необходимо
учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области декоративно-прикладного искусства,
а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
2)
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время,
отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом
на аудиторные занятия.

31
Занятия пленэром проводятся рассредоточено в различные периоды учебного года. Объем учебного времени, отводимого на занятия
пленэром, составляет 28 часов в год.
4)
В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации.
ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.02.-В.6.)
или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных
вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля
(контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в
той или иной форме занятий.
5)
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов в неделю.
6)
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва
учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и
методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной
аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
1. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программы основного общего образования, реального объема активного времени суток и в 6 классе планируется следующим образом:
3)

Рисунок - по 2 часа в неделю;
Живопись - по 2 часа в неделю;
Композиция прикладная - по 2 часа в неделю;
Работа в материале – по 3 часа в неделю;
История народной культуры и изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.

1
2
3
4
5

Обозначения:
Аудиторные
занятия
=
=
=
=
=

р
=
=

=
=

=
=

=
=

=
=

Резерв учебного
времени

э

20 – 26

III

6 – 12
13 – 19
20 – 26
27.07 – 2.08

Промежуточная Итоговая
аттестация
аттестация

=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=
=
=

Каникулы

=

Август

33
33
= = = 33
= = = 33
33
ИТОГО 165
=

=

=

=

=

=

1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
5

Всего

2
2

Каникулы

1. График учебного процесса

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая
аттестация

Аудиторные занятия

24 – 31

Июль

17 – 23

Июнь

10 – 16

Май

3–9

22 – 28

III

29.06 – 5.07

III

15 – 21

э
э
э
э

1–7

р
р
р
р
р

8 – 14

25 – 31

11 – 17

4 – 10

27.04. – 3.05

Апрель

18 – 24

=
=
=
=
=

13 – 19

Март

6 – 12

30.03 – 5.04

23 – 29

16 – 22

Февраль

9 – 15

2 –8

23.02 – 1.03

16 – 22

9 – 15

Январь

2 –8

26.01 – 1.02

19 – 25

12 – 18

Декабрь

5 – 11

29.12 – 4.01

22 – 28

15 – 21

Ноябрь

8 – 14

1–7

24 – 30

17 – 23

Октябрь

10 – 16

3–9

27.10 – 2.11

20 – 26

13 – 19

Сентябрь

6 – 12

29.09 – 5.10

22 – 28

15 – 21

8 – 14

1–7

Классы

32

График образовательного процесса

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

17
17
17
17
4
72
52
52
52
52
40
248


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».