Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1»
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области
изобразительного искусства «Живопись»
«Живопись»
Саранск 2024
ПРИНЯТО:
педагогическим советом
МБУДО «ДШИ № 1»
«
»_______________20
«Утверждаю»
Директор
Сафина Елена Михайловна
______________
(подпись)
«
»_______________20
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
III.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
IV.
ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
V.
ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)
VI.
СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
I.
II.
I. Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области изобразительного искусства «Живопись» разработана в соответствии с
Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» и сроку обучения по этой программе, осуществляется МБУДО
«Детская школа искусств № 1».
Программа направлена на:
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области изобразительного искусства «Живопись» разработана с учетом:
• обеспечения преемственности программы «Живопись» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и
высшего профессионального образования в области изобразительного искусства;
• сохранения единства образовательного пространства Российской
Федерации в сфере культуры и искусства.
Цель дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись»:
воспитание и развитие у обучающихся общекультурных компетенций
(толерантность, нравственность, духовность, эрудированность, культурность,
доброжелательность, интеллектуальность), позволяющих уважать и принимать
духовные и культурные ценности разных народов.
Задачами являются:
1. формирование у обучающихся художественно-эстетических взглядов,
моральных и нравственных установок и потребности общения с духовными
ценностями;
2. формирование умения обучающихся самостоятельно воспринимать и
оценивать многообразные культурные ценности;
3. воспитание детей в позитивной творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
4. формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков
(в соответствии с программой), позволяющих в дальнейшем осваивать основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства;
5. выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации,
приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою
индивидуальную домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля
над своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему
труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и
обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному
мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин
успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее
эффективных способов достижения результата.
Реализация данной программы направлена на решение следующих задач:
1. усвоение учащимися знаний классического художественного наследия
художественных школ;
2. овладение
навыками восприятия и анализа художественных
произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические
периоды.
3. освоение терминологии изобразительного искусства;
4. умение грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
5. овладение навыками техники работы над станковой композицией;
6. умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в
творческих работах;
7. умение передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
8. овладение навыками подготовки работ к экспозиции;
9. овладение навыками восприятия современного искусства.
Срок
освоения
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый
класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати
лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или
среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть
увеличен на один год.
МБУДО «Детская школа искусств № 1» в соответствии с Федеральными
государственными требованиями, имеет право реализовывать программу
«Живопись» в сокращенные сроки, а также с ориентацией на повышенный
уровень освоения программы и по индивидуальным учебным планам,
учитывающим соблюдение Федеральных государственных требований.
Порядок приема учащихся в МБУДО «Детская школа искусств № 1» на
обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области изобразительного искусства «Живопись» осуществляется с
целью выявления творческих способностей, необходимых для освоения
соответствующих образовательных программ в области искусств.
Существует следующий порядок приема учащихся для обучения по
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в
области изобразительного искусства:
родители (законные представители) поступающего ребенка подают
заявление на имя директора Школы, предоставляют копию свидетельства о
рождении ребенка, копию документа, удостоверяющего личность подающего
заявление родителя (законного представителя) ребенка;
родители (законные представители) поступающего ребенка
знакомятся с Уставом, локальными актами Школы, условиями поступления и
правилами отбора детей, другой информацией, связанной с приемом детей,
размещенной Школой на своем информационном стенде и официальном сайте;
отбор детей проводится по конкретной образовательной программе в
формах, устанавливаемых образовательным учреждением самостоятельно с
учетом ФГТ (просмотры, показы, устные ответы и др.);
для организации проведения отбора детей приказом директора
Школы формируется комиссия (комиссии) по отбору детей из числа
преподавателей школы.
Отбор
детей
на
дополнительную
предпрофессиональную
общеобразовательную программу в области изобразительного искусства
«Живопись» проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить
наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности фантазии, зрительной памяти. Дополнительно (по собственному желанию),
поступающий может представить самостоятельно выполненную художественную
работу.
Зачисление детей в МБУДО «Детская школа искусств № 1» осуществляется
по результатам их отбора. Порядок и сроки проведения отбора детей
устанавливаются школой самостоятельно.
Освоение
обучающимися
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись», разработанной на основании Федеральных государственных
требований, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой
МБУДО «Детская школа искусств № 1». Выполнение Федеральных
государственных требований по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Живопись» является
основой
для
оценки
качества
образования.
Продолжительность учебного года при реализации программы «Живопись» с
дополнительным годом обучения в первом классе составляет 39 недель, со
второго по восьмой (девятый) классы составляет 40 недель. Продолжительность
учебных занятий в первом классе – 32 недели, со второго по восьмой (девятый)
классы составляет 33 недели.
Организация учебного процесса
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель,
для 1 класса дополнительная неделя каникул. При реализации программы
«Живопись» со сроком обучения 8 лет летние каникулы устанавливаются: в
первом классе - 14 недель, со второго по третий – 13 недель, с четвертого по
восьмой классы - 12 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в
сроки, установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет летние
каникулы устанавливаются: в первом классе – 13 недель, со второго по четвертый
классы – 12 недель. При реализации программы «Живопись» со сроком обучения
6 лет в пятом классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель. Осенние,
зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации
основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
МБУДО «Детская школа искусств № 1» обеспечивает проведение
пленэрных занятий в соответствии с графиком образовательного процесса.
Занятия пленэром могут проводиться в течение одной недели в июне месяце или
рассредоточено в различные периоды учебного года по усмотрению
преподавателя. Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром,
составляет 28 часов в год.
Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме мелкогрупповых (численностью от 4 до 10 человек) или
групповых (от 11 человек) занятий.
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков,
имеют право на освоение программы «Живопись» по индивидуальному учебному
плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок,
галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в
творческих мероприятиях и просветительской деятельности МБУДО «Детская
школа искусств № 1».
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
контролируется
преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и
художественными изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в
соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация программы «Живопись» обеспечивается консультациями для
обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям по усмотрению школы. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 113 часов при
реализации образовательной программы со сроком обучения 8 лет.
Резерв учебного времени устанавливается школой из расчета одной недели
в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв
учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и
Резерв учебного времени можно использовать и после окончания
промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Оценка качества реализации программы.
Формы и условия проведения контроля.
Оценка качества реализации программы «Живопись» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости МБУДО «Детская
школа искусств № 1» использует контрольные работы, устные опросы,
письменные работы, тестирование, просмотры учебно-творческих работ.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в
виде письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ,
выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за
пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании школы.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются МБУДО «Детская школа искусств № 1»самостоятельно на
основании Федеральных государственных требований. Школой разработаны
критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости
обучающихся. Для аттестации обучающихся созданы фонды оценочных средств,
включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля,
позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств разработаны МБУДО «Детская школа искусств
№ 1» на основе Федеральных государственных требований, соответствуют целям
и задачам программы «Живопись» и её учебному плану. Фонды оценочных
средств призваны обеспечить оценку качества приобретенных выпускниками
знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному
продолжению профессионального образования в области изобразительного
искусства.
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету
выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании
четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся
определяются МБУДО «Детская школа искусств № 1» на основании настоящих
Федеральных государственных требований.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1.
Композиция станковая;
2.
История изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал
между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются МБУДО «Детская
школа искусств № 1» самостоятельно. Школа определяет критерии оценок
итоговой аттестации в соответствии с настоящими Федеральными
государственными требованиями.
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:
• знание основных художественных школ, исторических периодов
развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
• знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров
изобразительного искусства;
• знание закономерностей построения художественной формы и
особенностей её восприятия и воплощения;
• умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности;
• навыки последовательного осуществления работы по композиции;
• наличие кругозора в области изобразительного искусства.
Условия
реализации
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись»
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности МБУДО
«Детская школа искусств № 1» создает комфортную развивающую
образовательную среду, обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области изобразительного
искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и
др.);
организации посещений обучающимися учреждений и организаций
культуры (выставочных залов, музеев, театров, филармоний и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным
видам искусств, образовательных учреждений среднего профессионального и
высшего
профессионального
образования,
реализующими
основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства;
-
использования в образовательном процессе образовательных
технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в
сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного
искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся;
построения содержания программы «Живопись» с учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта
Российской Федерации;
эффективного управления образовательного учреждения.
-
Минимальное материально-техническое обеспечение
Для
реализации
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» минимально необходимый перечень учебных аудиторий,
специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения
включает в себя:
• выставочный зал,
• библиотеку,
• помещения для работы со специализированными материалами
(фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
• мастерские,
учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
• натюрмортный фонд и методический фонд.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства», оснащены
видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись» обеспечивается
учебно-методической
документацией
по
всем
учебным
предметам.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть
использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими
учреждений культуры (выставочных залов, картинных галерей, театров,
концертных залов, музеев, филармоний и др.), участие обучающихся в
творческих мероприятиях и просветительской деятельности школы, района,
города, области, региона.
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
контролируется
преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и
художественными изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в
соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Рекомендуемые учебные издания - художественный материал по
программе, словари и энциклопедии. Реализация программы «Живопись»
обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и
фондам аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных
предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся
могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд школы укомплектовывается печатными и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями
художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в
объеме, соответствующем требованиям программы «Живопись». Основной
учебной литературой по учебным предметам предметной области «История
искусств» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете
1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Дополнительные источники:
поисковые системы, сайты интернета, сайты издательств.
Кадровые ресурсы:
Реализация программы «Живопись» обеспечивается педагогическими
работниками,
имеющими
среднее
профессиональное
или
высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого
учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное
образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе
преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь
высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями,
имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные
звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами,
имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы
в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение
консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических
работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурнопросветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных
образовательных программ.
Педагогические работники школы проходят не реже чем один раз в пять лет
профессиональную переподготовку или повышение квалификации путем
освоения дополнительных профессиональных образовательных программ в
объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в образовательном
учреждении, имеющим лицензию на осуществление образовательной
деятельности. Педагогические работники школы должны осуществляют
творческую и методическую работу.
Школа создает условия для взаимодействия с другими образовательными
учреждениями, реализующими образовательные программы в области
изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью
обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов,
ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам
реализации программы «Живопись», использования передовых педагогических
технологий.
Финансовые условия реализации программы:
Финансовые условия реализации программы «Живопись» обеспечивают
МБУДО «Детская школа искусств № 1» исполнение настоящих Федеральных
государственных требований.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью
изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с
живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени,
предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
Материально-технические условия реализации программы «Живопись»
обеспечивают
возможность
достижения
обучающимися
результатов,
установленных настоящими Федеральными государственными требованиями.
Материально-техническая база МБУДО «Детская школа искусств № 1»
соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Школа соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта
учебных помещений.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства «Живопись»
Основные позиции
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
- знания терминологии изобразительного искусства;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками,
эскизами;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем,
архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и
постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия,
плановости;
- умения изображать окружающую действительность, передавая
световоздушную перспективу и естественную освещенность;
- умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок»,
«живопись», «композиция»;
в области истории искусств:
- знания основных этапов развития изобразительного искусства;
- умения использовать полученные теоретические знания в художественной
деятельности;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
Результатом освоения программы «Живопись» с дополнительным годом
обучения, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков в предметных областях:
в области живописи:
- знания классического художественного наследия, художественных школ;
- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в
творческих работах;
15
- умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка
и живописи;
- навыков самостоятельно применять различные художественные материалы
и техники;
в области пленэрных занятий:
- знания о закономерностях построения
художественной формы,
особенностях ее восприятия и воплощения;
- умения передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
- навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой
деталей;
в области истории искусств:
- знания основных произведений изобразительного искусства;
- умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и
соотносить их с определенной эпохой и стилем;
- навыков восприятия современного искусства.
Результаты освоения программы «Живопись» по учебным предметам
обязательной части должны отражать:
Основы изобразительной грамоты и рисование:
знание различных видов изобразительного искусства;
знание основных жанров изобразительного искусства;
знание основ цветоведения;
знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
знание основных формальных элементов композиции: принципа
трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности,
центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
умение работать с различными материалами;
умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
навыки организации плоскости листа, композиционного решения
изображения;
навыки передачи формы, характера предмета;
наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и
композиционного решения;
наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к
действительности.
Прикладное творчество:
знание понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные
промыслы»;
знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
умение работать с различными материалами;
умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа,
конструирования;
умение изготавливать игрушки из различных материалов;
16
навыки заполнения объемной формы узором;
навыки ритмического заполнения поверхности;
навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
Лепка:
знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор»,
«композиция»;
знание оборудования и пластических материалов;
умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов;
умение работать с натуры и по памяти;
умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
навыки конструктивного и пластического способов лепки.
Рисунок:
знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
знание законов перспективы;
умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
умение моделировать форму сложных предметов тоном;
умение последовательно вести длительную постановку;
умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
навыки владения линией, штрихом, пятном;
навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
навыки передачи фактуры и материала предмета;
навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Живопись:
знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
знание разнообразных техник живописи;
знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
навыки в использовании основных техник и материалов;
навыки последовательного ведения живописной работы.
Композиция станковая:
знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
умение применять полученные знания о выразительных средствах
17
композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете,
контрасте – в композиционных работах;
умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные
возможности;
умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой
задачи;
навыки работы по композиции.
Беседы об искусстве:
сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и
жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного
вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
знание особенностей языка различных видов искусства;
первичные навыки анализа произведения искусства;
навыки восприятия художественного образа.
История изобразительного искусства:
знание основных этапов развития изобразительного искусства;
первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе
культуры, духовно-нравственном развитии человека;
знание основных понятий изобразительного искусства;
знание основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве;
сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве,
направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере
изобразительного искусства;
умение выделять основные черты художественного стиля;
умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению
выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими
видами искусств;
навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного
художника;
навыки анализа произведения изобразительного искусства.
Пленэр:
знание о закономерностях построения
художественной
формы,
особенностях ее восприятия и воплощения;
знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры,
законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
умение передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок,
живопись, композиция;
умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
18
композиционными эскизами;
навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
навыки передачи световоздушной перспективы;
навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой
деталей.
III. Учебный план
В
дополнительную
предпрофессиональную
общеобразовательную
программу области изобразительного искусства «Живопись» входят следующие
учебные предметы:
Учебные предметы обязательной части ПО.01. «Художественное
творчество»:
Программа «Живопись» может включать как один, так и несколько учебных
планов в соответствии со сроками обучения.
Учебный план программы «Живопись» должен предусматривать следующие
предметные области:
изобразительное творчество;
пленэрные занятия;
история искусств
и разделы:
консультации;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят из учебных предметов.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет общий
объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2523 часа, в том числе
по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты
и рисование – 196 часов, УП.02.Прикладное творчество – 196 часов, УП.03.Лепка
– 196 часов, УП.04.Рисунок – 561 час, УП.05.Живопись – 495 часов,
УП.06.Композиция станковая – 363 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 98 часов,
УП.02.История изобразительного искусства – 165 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 140 часов.
При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения
к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной
части составляет 2271 час, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты
и рисование – 196 часов, УП.02.Прикладное творчество – 196 часов, УП.03.Лепка
– 196 часов, УП.04.Рисунок – 660 часов, УП.05.Живопись – 594 часа,
УП.06.Композиция станковая – 429 часов;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 98 часов,
УП.02.История изобразительного искусства – 214,5 часа;
19
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 168 часов.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет общий
объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 1868,5 часа, в том
числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное
творчество:
УП.01.Рисунок
–
561
час,
УП.02.Живопись – 495 часов, УП.03.Композиция станковая – 363 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 49,5 часа,
УП.02.История изобразительного искусства – 198 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 112 часов.
При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения
к ОП со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной
части составляет 2208 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и
учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Рисунок – 660 часов,
УП.02.Живопись – 594 часа, УП.03.Композиция станковая – 429 часов;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 49,5 часа,
УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства – 227,5 часа;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 140 часов.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные
предметы вариативной части определяются школой самостоятельно. Объем
времени вариативной части, предусматриваемый школой на занятия
обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов
от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного
на аудиторные занятия.
При формировании школой вариативной части, а также введении в данный
раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические,
национальные и региональные традиции подготовки кадров в области
декоративно-прикладного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы,
предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному
предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и
методической целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать
26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного
плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени,
предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на
контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в
творческих и культурно-просветительских мероприятиях МБУДО «Детская
школа искусств № 1»).
20
IV. График общеобразовательного процесса по программе в области
изобразительного искусства «Живопись»
(Годовой календарный график на текущий год прилагается)
Продолжительность учебного года и каникулы.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет
продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39
недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в
первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.
При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения
продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в
девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом
классе составляет 33 недели.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет
продолжительность учебного года с первого по четвертый классы составляет 39
недель, в пятом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий с
первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации программы
«Живопись» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного
года в пятом классе составляет 39 недель, в шестом классе - 40 недель,
продолжительность учебных занятий в шестом классе составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в
первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года
обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования.
Реализация программы «Живопись» обеспечивается консультациями
для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению Школы. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме:
196 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 234 часа с
дополнительным годом обучения; 148 часов при реализации ОП со сроком
обучения 5 лет и 186 часов с дополнительным годом обучения. Резерв
учебного времени устанавливается Школой из расчета одной недели в
учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв
учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и
методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно
использовать
и
после
окончания
промежуточной
аттестации
(экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой
обучающихся на период летних каникул.
21
V. Перечень программ учебных предметов по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Живопись»
(Программы учебных предметов прилагаются)
Программы учебных предметов обязательной части ПО.01.
«Художественное творчество»:
Программа учебного предмета
«Основы изобразительной грамоты и
рисование»
Программа учебного предмета «Прикладное творчество»
Программа учебного предмета «Лепка»
Программа учебного предмета «Рисунок»
Программа учебного предмета «Живопись»
Программа учебного предмета «Композиция станковая»
Программы учебных предметов обязательной части ПО.02.История
искусств:
Программа учебного предмета Беседы об искусстве
Программа учебного предмета История изобразительного искусства
Программы учебных предметов обязательной части ПО.03.Пленэрные
занятия:
Программа учебного предмета «Пленэр»
Программы учебных предметов вариативной части В.00. «Вариативная
часть»:
Программа учебного предмета «Скульптура»
Программа учебного предмета «Компьютерная графика»
Программа учебного предмета «История искусства (музыкального,
театрального, киноискусства)»
Программа учебного предмета «Основы дизайн-проектирования»
Программа учебного предмета «Композиция прикладная»
Программа учебного предмета «Цветоведение»
Программа учебного предмета «Фотография»
Программа учебного предмета «Художественное оформление книги»
Программа учебного предмета «Графическая композиция»
VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой
аттестации результатов освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства «Живопись»
Оценка качества реализации программы «Живопись» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
22
В качестве средств текущего контроля успеваемости школой могут
использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование, просмотры учебных творческих работ. Текущий контроль
успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Виды и формы промежуточной аттестации:
Контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по
полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в
форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Экзамены проводятся в
форме творческого просмотра работ обучающихся за пределами аудиторных
занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком
уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением,
творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но
прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные
ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки
(по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима
постоянная помощь преподавателя.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании МБУДО «Детская школа искусств № 1».
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются МБУДО «Детская школа искусств № 1» самостоятельно на
основании настоящих ФГТ. МБУДО «Детская школа искусств № 1»
разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего
контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются
фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы,
тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и
навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются МБУДО
«Детская школа искусств № 1» самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы
«Живопись» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны
обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений,
навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства.
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету
выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании
23
четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
МБУДО «Детская школа искусств № 1» на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1.
Композиция станковая
2.
История изобразительного искусства
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются МБУДО «Детская школа
искусств № 1» самостоятельно. Школой разрабатываются критерии оценок
итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности
(Программа прилагается)
Организация творческой деятельности учащихся по дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
изобразительного искусства «Живопись» направлена на выявление и развитие
одаренных детей в области музыкального искусства. Организация программы
творческой деятельности осуществляется путем проведения различного рода
творческих мероприятий. Программа творческой деятельности учащихся включает
в себя:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, районного, городского,
областного, регионального, всероссийского и международного);
- участие в творческих коллективах школы.
Организация методической деятельности учащихся направлена на
формирование навыков работы с научно-методической литературой,
эпистолярными источниками и библиотечными архивами. Методическая
деятельность также включает в себя написание рецензий на посещение
культурного (творческого) мероприятия, концерта, выставки, мастер-класса.
Кроме этого, в программу методической деятельности входит участие учащихся в
семинарах, мастер-классах, форумах, конференциях в различных формах (в
качестве докладчика, в качестве слушателя, форма тезисов, с иллюстративным
материалом).
Культурно-просветительская деятельность учащихся осуществляется через
участие в фестивалях, олимпиадах, мастер-классах и творческих вечерах, через
посещения учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных и
концертных залов, театров, музеев и др.), а также организацию культурнопросветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств
и образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства и другими
социальными партнерами.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
24
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности МБУДО
«Детская школа искусств № 1» создана комфортная развивающая
образовательная среда, обеспечивающая возможность:
выявления и развития одаренных детей в области декоративно-прикладного
искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, творческих вечеров и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, музеев, театров и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным
видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального
образования, реализующими основные профессиональные образовательные
программы в области декоративно-прикладного искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере
культуры и искусства, а также современного развития декоративно-прикладного и
изобразительного искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся;
построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального
развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской
Федерации;
эффективного управления МБУДО «Детская школа искусств № 1».
25
8. Приложение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства «Живопись»
Нормативный срок обучения – 5 лет
1
ПО.01.
5-й класс
4-й класс
3-й класс
2-й класс
Распределение по годам обучения
1-й класс
Экзамены
(по
2)
полугодиям)
Количество недель аудиторных занятий
2
3
4
Структура и объем ОП
350240961)
3502,5
1633,51930,5
1633,5
1868,5-2165,5
1868,5
2838
1419
1419
Обязательная часть
Художественное
творчество
Промежуто
чная
аттестация
Зачеты, контрольные уроки
Индивидуальные занятия
Мелкогрупповые занятия
Групповые занятия
Самосто
ятельная
работа
Трудоемкость в
часах
Наименование частей,
предметных областей,
учебных предметов и
разделов
Макси
мальна
я
учебна
я
нагруз
ка
Трудоемкость в
часах
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Аудиторные
занятия
(в часах)
5
6
7
8
9
33
33
33
33
33
10
11
12
13
14
Недельная нагрузка в часах
26
ПО.01.УП.01.
Рисунок3)
990
429
561
2, 4,6,
10
3
4
4
3
3
3
2
2
3
1,5
1,5
1,5
1,5
1666,5
9,5
9,5
10,5
11,5
1666,5
18
20
22
23
х
х
х
х
2
2
1
1
1
1
ПО.01.УП.02.
Живопись
924
429
495
1,3…
9
ПО.01.УП.03.
Композиция станковая
924
561
363
1,3…
9
История искусств
Беседы об искусстве
462
66
214,5
16,5
История изобразительного
искусства
396
198
ПО.02.
ПО.02.УП.01.
ПО.02.УП.02.
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Пленэрные занятия4)
ПО.03.
ПО.03.УП.01
Пленэр
Аудиторная нагрузка по трем
предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по трем предметным
областям:
В.00.
Вариативная часть5)
3300
2
…8
2
…8
3
3
247,5
49,5
2
198
1633,5
112
1,5
4,6,8
112
112
3412
8
112
1633,5
4…
-10
1778,5
22
594
297
9
297
В.01.
Скульптура
396
198
198
В.02.
В.03.
В.04.
Цветоведение
История искусства
Компьютерная графика
66
132
33
66
33
66
х
4…
- 10
2
6,8
1
27
В.05.
Композиция прикладная
х
Основы дизайнВ.06.
х
проектирования
В.07.
Фотография
х
Художественное
В.08.
х
оформление книги
В.09.
Графическая композиция
х
Всего аудиторная нагрузка с учетом
2075,5
29
9
10,5
11,5 12,5
12,5
12,5
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
4006
1930,5
2075,5
19
22
26
26
25
вариативной части:6)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.04.00.
Консультации7)
90
90
Годовая нагрузка в часах
Рисунок
К.04.01.
20
4
4
4
4
4
К.04.02.
Живопись
20
4
4
4
4
4
Композиция
К.04.03
40
8
8
8
8
станковая
Беседы об искусстве
К.04.04.
2
2
История
К.04.05.
8
2
2
2
изобразительного
искусства
А.05.00.
Аттестация
Годовой объем в неделях
Промежуточная
ПА.05.01.
4
1
1
1
1
(экзаменационная)
ИА.05.02.
Итоговая аттестация
2
2
ИА.05.02.01. Композиция станковая
1
История изобразительного
ИА.05.02.02.
1
искусства
1
1
1
1
1
Резерв учебного времени7)
5
1)
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор образовательного учреждения (далее – ОУ) предлагается
минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана
обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются
28
2)
3)
4)
5)
6)
7)
неизменными, вариативная часть разрабатывается ОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на
занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части
необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ОУ «Вариативной части» ОП, а также
введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции
подготовки кадров в области изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда
для педагогических работников.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация
обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 10 полугодий за 5 лет. При выставлении между цифрами «-»
необходимо считать и четные и нечетные полугодия (например «6-10» –с 6-го по 10-й). Форму проведения промежуточной аттестации в
виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ОУ устанавливает
самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета
формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об
окончании ОУ. По усмотрению ОУ оценки по предметам могут выставляться и по окончании четверти.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время,
отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на
аудиторные занятия.
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме
5 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 2-5 классы – по 28 часов в год.
В данном примерном учебном плане ОУ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ОУ
может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.04.-В.09.) или
самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов
каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ОУ той или иной формой контроля (контрольным
уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной
форме занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного
времени. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся
рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее
окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
29
Примечание к учебному плану
1.
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11
человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
2.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за
весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим
образом:
Рисунок- 1-2 классы – по 2 часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю;
Живопись - 1-2 классы – по 2 часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю;
Композиция станковая - 1-3 классы – по 3 часа; 4-5 классы - по 4 часа в неделю;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1,5 часа в неделю.
30
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства «Живопись»
Структура и объем
ОП
Обязательная часть
Художественное
ПО.01.
творчество
Основы
ПО.01.УП.01 изобразительной
грамоты и рисование
ПО.01.УП.02 Прикладное творчество
ПО.01.УП.03 Лепка
7
448253381)
4482
19592387
1959
2523-2951
2523
3752
1745
2007
392
196
196
2,4
294
294
98
98
196
196
2,4,6
2,4,6
8-й класс
7-й класс
6-й класс
5-й класс
4-й класс
3-й класс
9
4
1-й класс
8
3
2-й класс
Распределение по годам обучения
(по учебным
2)
полугодиям)
Экзамены
6
Промежуточн
ая аттестация
Зачеты, контрольные
уроки
5
Индивидуальные
занятия
Мелкогрупповые
занятия
2
Аудиторные занятия
(в часах)
Групповые занятия
1
Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов
Самост.
работа
Трудоемкость в
часах
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Максимальная
учебная
нагрузка
Трудоемкость в
часах
Нормативный срок обучения – 8 лет
Количество недель аудиторных занятий
32
33
33
33
33
33
33
33
10
11
12
13
14
15
16
17
Недельная нагрузка в часах
6
2
2
2
2
2
2
2
2
31
ПО.01.УП.04 Рисунок3)
891
396
495
ПО.01.УП.05 Живопись
957
396
561
ПО.01.УП.06 Композиция станковая
924
561
363
ПО.02.
История искусств
ПО.02.УП.01 Беседы об искусстве
История
ПО.02.УП.02 изобразительного
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
ПО.03.
Пленэрные занятия 4)
477
147
214
49
330
165
ПО.03.УП.01 Пленэр
Аудиторная нагрузка по трем
предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по трем
предметным областям:
В.00.
Вариативная часть5)
4229
8…
-14
3
14
4
8…
-14
2
2
2
2
3
1
1
1
1
1
263
98
2,4,6
165
1959
1
1
1
8…
-14
2270
7
7
9
9
10
11
2270
11,5
11,5
17
17
21
22
х
х
х
х
х
2
2
2
1
1
1
1
140
140
140
140
8…
-16
2410
4369
1959
2410
34
856
428
428
В.01.
Скульптура
528
264
264
В.02.
Цветоведение
История искусства
(музыкального,
театрального,
киноискусства)
196
98
98
132
66
В.03.
7,9…
-15
8…
-12,16
7,9…
-15
66
8…
-16
2, 4, 6
14, 16
10
1
1
1
32
В.04.
В.05.
В.06.
В.07.
В.08.
В.09.
Основы дизайнпроектирования
Композиция
прикладная
Компьютерная графика
Фотография
Художественное
оформление книги
Графическая
композиция
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:6)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.04.00.
К.04.01.
К.04.02.
К.04.03
К.04.04.
К.04.05.
К.04.06.
К.04.07
К.04.08
А.05.00.
ПА.05.01.
Консультации7)
Основы
изобразительной
грамоты и рисование
Прикладное творчество
Лепка
Рисунок
Живопись
Композиция
станковая
Беседы
об
искусстве
История
изобразительног
о искусства
х
х
х
х
х
х
5225
8
8
8
11
11
11
12
13
2838
13,5
13,5
13,5
21
21
21
25
26
44
113
-
10
Годовая нагрузка в часах
113
6
2
2
2
6
6
20
20
2
2
2
2
2
2
40
3
1
1
4
4
4
4
4
4
4
4
8
8
8
8
2
2
2
4
1
1
1
-
1
12
Аттестация
Промежуточная
2387
2838
Годовой объем в неделях
7
1
1
1
1
33
(экзаменационная)
ИА.05.02.
ИА.05.02.01.
Итоговая аттестация
2
2
Композиция станковая
1
История
ИА.05.02.02. изобразительного
1
искусства
1
1
1
1
1
1
1
1
Резерв учебного времени7)
8
1)
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество
часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков
реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ
самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может
составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема
времени аудиторных занятий. При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных
занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области изобразительного
искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
2)
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация
обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр
необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5…-15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9-12» – и четные и
нечетные полугодия с 9-го по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по
полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде
контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ
оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании четверти.
3)
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время,
отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на
аудиторные занятия.
4)
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме
8 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 4-8 классы – по 28 часов в год.
5)
В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации.
ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.04.-В.09.) или
самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по учебным полугодиям. В любом из выбранных
вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля
34
(контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той
или иной форме занятий.
6)
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.
7)
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного
времени. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации
проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее
окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек;
мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период
обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ
начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом:
Прикладное творчество – по 1 часу в неделю;
Лепка – по 1 часу в неделю;
Основы изобразительной грамоты и рисование – по 2 часа в неделю;
Рисунок- 4-6 классы – по 2 часа; 7-8 классы - по 3 часа;
Живопись - 4-6 классы – по 2 часа; 7-8 классы - по 3 часа;
Композиция станковая - 4-6 классы – по 3 часа; 7-8 классы - по 4 часа;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.
35
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства «Живопись»
Экзамены
4
5
6
7
Структура и объем ОП
722,5788,51)
363-396
359,5-392,5
Обязательная часть
722,5
363
359,5
594
330
264
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2-е полугодие
3
1-е полугодие
Индивидуальные
занятия
Зачеты, контрольные
уроки
Мелкогрупповые
занятия
9
Групповые занятия
8
2
Художественное
творчество
ПО.01.УП.01 Основы изобразительной
.
грамоты и рисование
ПО.01.УП.02
Прикладное творчество
.
ПО.01.УП.03 Лепка
ПО.01.
Аудиторные занятия
(в часах)
Трудоемкость в
часах
1
Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов
Самост.
работа
Трудоемкость в
часах
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Максималь
ная
учебная
нагрузка
Нормативный срок обучения – 9 лет
Промежуточная
аттестация
Распределение по
(по учебным
учебным полугодиям
полугодиям)
Количество недель
аудиторных занятий
17
18
10
11
Недельная нагрузка в
часах
36
.
ПО.01.УП.04
Рисунок
.
ПО.01.УП.05
Живопись
.
ПО.01.УП.06
Композиция станковая
.
ПО.02.
История искусств
ПО.02.УП.01
Беседы об искусстве
.
ПО.02.УП.02 История изобразительного
.
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
ПО.03.
Пленэрные занятия
ПО.03.УП.01
Пленэр
.
Аудиторная нагрузка по трем
предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по трем предметным
областям:
В.00.
Вариативная часть3)
В.01.
Скульптура
В.02.
Цветоведение
В.03.
История искусства
Основы дизайнВ.04.
проектирования
В.05.
Композиция прикладная
198
99
99
18
198
99
99
17
198
132
66
82,5
33
49,5
-
-
-
82,5
33
49,5
676,5
363
28
17
17
3
3
3
2
2
-
-
1,5
1,5
313,5
9,5
313,5
20,5
28
28
28
18
х
х
1
1
341,5
704,5
363
341,5
3
66
66
33
33
33
33
х
х
х
х
18
2
37
В.06.
В.07.
Компьютерная графика
Фотография
Художественное оформление
В.08.
книги
В.09.
Графическая композиция
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:5)
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:5)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.04.00.
К.04.01.
К.04.02.
К.04.03
К.04.04.
К.04.05.
К.04.06.
К.04.07
К.04.08.
А.05.00.
ИА.05.01.
ИА.05.01.01.
Консультации6)
Основы изобразительной
грамоты и рисование
Прикладное творчество
Лепка
Рисунок
Живопись
Композиция станковая
Беседы об искусстве
История
изобразительного
искусства
Аттестация
х
х
х
х
770,5
396
374,5
10,5
10,5
374,5
22,5
22,5
4
18
18
2
Годовая нагрузка в
часах
-
-
-
4
4
8
-
4
4
8
-
4
4
8
-
2
2
2
Годовой объем в неделях
Итоговая аттестация
2
2
Композиция станковая
1
История изобразительного
ИА.05.01.02.
1
искусства
1
Резерв учебного времени6)
1
1)
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество
часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков
38
2)
3)
4)
5)
6)
реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ
самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может
составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема
времени аудиторных занятий. При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП необходимо учитывать исторические, национальные и
региональные традиции подготовки кадров в области изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы,
предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время,
отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на
аудиторные занятия.
Занятия пленэром проводятся рассредоточено в различные периоды учебного года. Объем учебного времени, отводимого на занятия
пленэром, составляет 28 часов в год.
В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации.
ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.02.-В.6.) или
самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов
каждый предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком,
зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме
занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов в неделю.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного
времени. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации
проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее
окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за
весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программы основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется в 9 классе следующим образом:
Рисунок - по 3 часа в неделю;
Живопись - по 3 часа в неделю;
Композиция станковая - по 4 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.
39
График образовательного процесса
1. График учебного процесса
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
III
III
ИТОГО
Обозначения
Аудиторные
занятия
Резерв учебного
времени
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
р
э
II
I
Каникулы
=
32
33
33
33
33
33
33
33
263
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
8
2
2
Всего
=
=
Каникулы
=
э
э
э
э
э
э
э
Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая
аттестация
=
=
=
=
=
=
=
р
р
р
р
р
р
р
р
Аудиторные занятия
4 – 10
11 – 17
20 – 26
27.04. – 3.05
6 – 12
13 – 19
23 – 29
30.03 – 5.04
16 – 22
2 –8
9 – 15
16 – 22
23.02 – 1.03
2 –8
9 – 15
19 – 25
26.01 – 1.02
24 – 31
=
17 – 23
=
3–9
=
10 – 16
=
20 – 26
=
27.07 – 2.08
=
6 – 12
=
Август
13 – 19
=
Июль
22 – 28
=
Июнь
29.06 – 5.07
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
Май
15 – 21
=
=
Апрель
1–7
=
Март
8 – 14
=
=
12 – 18
22 – 28
5 – 11
=
Февраль
25 – 31
=
=
=
=
=
=
=
=
Январь
29.12 – 4.01
15 – 21
1–7
8 – 14
Декабрь
24 – 30
17 – 23
3–9
10 – 16
20 – 26
27.10 – 2.11
6 – 12
Ноябрь
18 – 24
1
2
3
4
5
6
7
8
13 – 19
22 – 28
Октябрь
29.09 – 5.10
8 – 14
15 – 21
1–7
Классы
Сентябрь
2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях
18
17
17
17
17
17
17
4
124
52
52
52
52
52
52
52
40
404