ДПОП Духовые и ударные инструменты

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1»

Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа
в области музыкального искусства

«Духовые и ударные инструменты»

Саранск 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
IV. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
V.
ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)
VI. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» разработана
в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму
содержания,
структуре
и
условиям
реализации
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального
искусства «Духовые и ударные инструменты» и сроку обучения по этой
программе. Осуществляется МБУДО«Детская школа искусств № 1»1.
Программа направлены на:
-выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем
детском возрасте;
-создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
-приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на духовых
инструментах (флейта, гобой, кларнет, валторна, труба, саксофон, фагот, туба,
тромбон) и ударных инструментах;
-приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и (или)
оркестрового исполнительства;
-приобретение детьми опыта творческой деятельности;
-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
-приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским
традициям духового и (или) эстрадно-джазового оркестра;
-подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
Целью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные
инструменты» ставится воспитание и развитие у обучающихся личностных
качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности
разных народов;
Задачами являются:
-формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
-формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
-воспитание
детей
в
творческой
атмосфере,
обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
-развитие у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства;
-выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению
в соответствии с программными требованиями учебной информации,
1

В дальнейшем именуемая «Школа».

-выработка умения планировать свою домашнюю работу,
-формирование навыков творческой деятельности, в том числе
коллективного музицирования,
-выработка самостоятельного контроля ребенка за своей учебной
деятельностью, приобретение умения давать объективную оценку своему труду,
-формирование
навыков
взаимодействия
с
преподавателями,
концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе,
-воспитание уважительного отношения к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, а также понимания причин успеха или неуспеха
собственной учебной деятельности, определения наиболее эффективных способов
достижения результата.
Условия реализации
Срок освоения программы «Духовые и ударные инструменты» для детей,
поступивших в Школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до
девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Духовые и ударные
инструменты» для детей, поступивших в Школу в первый класс в возрасте с
десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Духовые и ударные инструменты» для детей, не
закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, может быть увеличен на один год.
МБУДО «Детская школа искусств № 1» в соответствии с Федеральными
государственными требованиями имеет право реализовывать программу
«Духовые и ударные инструменты» в сокращенные сроки. А также с ориентацией
на повышенный уровень освоения программы и по индивидуальным учебным
планам, учитывающим соблюдение Федеральных государственных требований.
Прием и отбор учащихся на обучение по программе «Духовые и ударные
инструменты» школа проводит с целью выявления их творческих способностей.
Прием в Школу для обучения по дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области музыкального искусства
осуществляется в соответствии с Типовым положением об образовательном
учреждении дополнительного образования детей, а также в соответствии с
федеральными государственными требованиями к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области соответствующего вида искусства и
срокам обучения по этим программам.
Прием в Школу осуществляется на основании результатов отбора детей,
проводимого с целью выявления их творческих способностей и (или) физических
данных, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ
в области соответствующего вида искусства.
Порядок
приема
учащихся
для
обучения
по
дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным
программам
в
области
соответствующего вида искусства:

- родители (законные представители) поступающего ребенка подают
заявление на имя директора Школы, предоставляют копию свидетельства о
рождении ребенка, копию документа, удостоверяющего личность подающего
заявление родителя (законного представителя) ребенка;
-родители (законные представители) поступающего ребенка знакомятся с
Уставом, локальными актами Школы, условиями поступления и правилами
отбора детей, другой информацией, связанной с приемом детей, размещенной
Школой на своем информационном стенде и официальном сайте;
-отбор детей проводится по конкретной образовательной программе в формах,
устанавливаемых образовательным учреждением самостоятельно с учетом
Федеральных государственных требований (прослушивания, просмотры, показы,
устные ответы и др.);
-для организации проведения отбора детей приказом директора Школы
формируется комиссия (комиссии) по отбору детей из числа преподавателей
Школы;
- зачисление учащихся производится приказом директора на основании
решения о результатах отбора, принимаемого комиссией по отбору детей на
закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, в пределах
плановой цифры, устанавливаемой Учредителем.
Продолжительность учебного года.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком
обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой классы
составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных
занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33
недели. При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» с
дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом
классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность
учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком
обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по четвертый классы
составляет 39 недель, в пятом классе – 40 недель. Продолжительность учебных
занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации
программы «Духовые и ударные инструменты» с дополнительным годом обучения
продолжительность учебного года в пятом классе составляет 39 недель, в шестом
классе - 40 недель, продолжительность учебных занятий в шестом классе
составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в
первом классе для обучающихся по Образовательной программе со сроком
обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние
каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года
обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ начального
общего и основного общего образования.
Организация учебного процесса у обучающихся по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального

искусства «Духовые и ударные инструменты» осуществляется следующим
образом: учебные предметы учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х
человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний,
театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих
мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Школы.
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
контролируется
преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными
изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудиои видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому
учебному предмету.
Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам
и другим мероприятиям по усмотрению Школы. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 196
часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 234 часа с дополнительным
годом обучения; 148 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 186
часов с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени
устанавливается Школой из расчета одной недели в учебном году. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется
на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания
промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Оценка качества реализации образовательной программы «Духовые и
ударные инструменты» включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости Школой могут
использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов
и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде
технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных
программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в
рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие
учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный

предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании МБУДО «Детская школа искусств № 1».
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются Школой самостоятельно на основании ФГТ. Школой
разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего
контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются
фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы,
тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и
навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются Школой
самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Духовые и
ударные инструменты» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны
обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений,
навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются
по каждому изучаемому учебному предмету. Оценки обучающимся могут
выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
Школой на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются Школой самостоятельно.
Школой также разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в
соответствии с ФГТ.
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:

знание творческих биографий зарубежных и отечественных
композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов
развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

знание профессиональной терминологии, основного репертуара для
духовых и ударных инструментов, различных составов ансамблей, оркестров;

достаточный
технический
уровень
владения
музыкальным
инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых
произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;

при реализации ОП в области эстрадно-джазового искусства умение и

навыки музыкальной импровизации;

умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом
аккордовые, интервальные и мелодические построения;

наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки,
аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов
учебного плана.
Библиотечный фонд Школы укомплектовывается печатными и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями
музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями,
партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в
объеме, соответствующем требованиям программы «Духовые и ударные
инструменты». Основной учебной литературой по учебным предметам
предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый
обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете
1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Кадровый ресурс. Реализация программы «Духовые и ударные
инструменты» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее
профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих
высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25
процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный
процесс по данной программе.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь
высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями,
имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные
звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами,
имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в
соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение
консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических
работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурнопросветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных
образовательных программ.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
обеспечивается освоением дополнительных профессиональных образовательных
программ в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ,
имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Педагогические работники МБУДО«Детская школа искусств № 1» осуществляют
творческую и методическую работу.

МБУДО «Детская школа искусств № 1» создает условия для
взаимодействия с другими ОУ, реализующими образовательные программы в
области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью
обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения
постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам
реализации программы «Духовые и ударные инструменты», использования
передовых педагогических технологий.
Финансовые условия реализации программы.
Финансовые условия реализации программы «Духовые и ударные
инструменты» МБУДО«Детская школа искусств № 1» обеспечивает исполнение
Федеральных государственных требований.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» работа
концертмейстеров планируется с учетом сложившихся традиций и методической
целесообразности:
по учебному предмету «Специальность» от 60 до 100 процентов
аудиторного учебного времени;
-по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному
учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
-по учебному предмету «Ансамбль» от 60 до 100 процентов аудиторного
учебного времени;
-при введении в вариативную часть ОП учебного предмета «Ритмика» - до
100 процентов аудиторного времени, учебного предмета «Оркестровый класс» и
консультаций по данному учебному предмету - не менее 80 процентов от
аудиторного учебного времени.
Материально-технические условия реализации программы «Духовые и
ударные инструменты» обеспечивают возможность достижения обучающимися
результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Духовые и ударные инструменты»
минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных
кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
-библиотеку,
-помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
-учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий,
-учебные аудитории для занятий по учебным предметам «Хоровой класс» со
специализированным оборудованием (подставками для хора, пианино или
роялем), «Оркестровый класс» с пультами, пианино или роялем.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Специальность» и «Фортепиано» оснащаются пианино или роялями.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Фортепиано»
имеют площадь не менее 6 кв.м., для занятий по учебным предметам

«Специальность» не менее 9 кв.м., «Ансамбль» - не менее 12 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащаются пианино или
роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
МБУДО«Детская школа искусств № 1» имеет комплект духовых и ударных
инструментов для детей разного возраста.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и
ремонта музыкальных инструментов. Школа также обеспечивает выступления
учебных коллективов (хоровых, ансамблевых, оркестровых).
2.Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»
Основные позиции
В результате освоения программы (сроком обучения 5-8 лет, а также с
дополнительным годом обучения) происходит целостное художественноэстетическое развитие личности (общекультурные компетенции) и приобретение
ею в процессе освоения образовательной программы музыкальноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков (профессиональные
компетенции).
Результатом освоения программы «Духовые и ударные инструменты»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
– знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных
для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
– знания музыкальной терминологии;
– умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в
ансамбле/оркестре на духовом или ударном инструменте;
– умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей на духовом или ударном инструменте;
– умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения на духовом или ударном инструменте;
– умения создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения на духовом или ударном инструменте;
– навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных
стилей и жанров;
– навыков импровизации на духовом или ударном инструменте, чтения с листа
несложных музыкальных произведений на духовом или ударном инструменте и
на фортепиано;
– навыков подбора по слуху;

– первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
– навыков публичных выступлений сольных, ансамблевых, оркестровых (в
составе духового или эстрадно-джазового оркестра, а также, при наличии,
симфонического);
в области теории и истории музыки:
– знания музыкальной грамоты;
– знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
– первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
– умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве
музыкальных произведений на духовом или ударном инструменте, фортепиано;
– умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в
письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
– навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров,
созданных в разные исторические периоды.
– навыков восприятия элементов музыкального языка;
– навыков анализа музыкального произведения;
– навыков записи музыкального текста по слуху;
– навыков вокального исполнения музыкального текста;
– первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результатом освоения программы «Духовые и ударные инструменты» с
дополнительным годом обучения является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
– знания основного репертуара для духового или ударного инструмента
(инструментов духового или эстрадно-джазового оркестра);
– знания ансамблевого и оркестрового репертуара для духовых или ударных
инструментов, в том числе инструментов эстрадно-джазового оркестра;
– знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
– умения исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле и (или) оркестре
на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми
особенностями;
в области теории и истории музыки:
– первичные знания в области основных эстетических и стилевых направлений в
области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
– первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания
основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной
ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять
построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию
заданного музыкального материала);
– умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
– навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
– навыков восприятия современной музыки.

Результаты освоения программы «Духовые и ударные инструменты» по
учебным предметам обязательной части отражает:
Специальность:
– наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности духового или ударного
инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского
текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений
различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
– знание репертуара для духового или ударного инструмента (инструментов
духового оркестра), включающего произведения разных стилей и жанров
(полифонические
произведения,
сонаты,
концерты,
пьесы,
этюды,
инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
– знание художественно-исполнительских возможностей духового или
ударного инструмента;
– знание профессиональной терминологии;
– наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
– навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
– навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;
– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
–
наличие
музыкальной
памяти,
развитого
мелодического,
ладогармонического, тембрового слуха;
– наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Ансамбль:
– сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию
исполнительского замысла;
– знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных
для различных инструментальных составов) из произведений отечественных и
зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к
коллективному исполнительству;
– знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи
барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской
музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;
– навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями
формы, жанра и стиля музыкального произведения;

Фортепиано:
– знание инструментальных и художественных особенностей и
возможностей фортепиано;
– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными
композиторами;
– владение основными видами фортепианной техники, использование
художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
Хоровой класс:
– знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых
особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей
хорового коллектива;
– умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;
– навыки коллективного хорового исполнительского творчества;
– сформированные практические навыки исполнения авторских, народных
хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной
музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
– наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального
ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
– сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий
наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма,
художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих
творческой самостоятельности, в том числе:
– знание профессиональной музыкальной терминологии;
– умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать
аккордовые и интервальные цепочки;
– умение импровизировать на заданные музыкальные темы или
ритмические построения;
– навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на
инструменте, запись по слуху и т.п.).
Слушание музыки:
– наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее
основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах,
исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
– способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе
восприятия музыкального произведения;
– умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от
прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с
фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
– первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе
культуры, духовно-нравственном развитии человека;
– знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов
согласно программным требованиям;
– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных
исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до
современности;
– умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал
пройденных музыкальных произведений;
– навыки по выполнению теоретического анализа музыкального
произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных,
метроритмических, ладовых особенностей;
– знание основных исторических периодов развития зарубежного и
отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные
стилистические направления, жанры;
– знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков
музыки;
– знание профессиональной музыкальной терминологии;
– сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
– умение определять на слух фрагменты того или иного изученного
музыкального произведения;
– навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его
понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с
другими видами искусств.
Элементарная теория музыки:
– знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад,
интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
– первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения
музыкального материала;
– умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением
роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
– наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки
зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических
или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала
(типов фактур).

3. Учебный план. (График на текущий год прилагается).
Учебный план программы «Духовые и ударные инструменты»
предусматривает следующие предметные области:
-музыкальное исполнительство;
-теория и история музыки
и разделы:
-консультации;
-промежуточная аттестация;
-итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят из учебных предметов.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком
обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части
составляет 1579 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность - 559 часов,
УП.02.Ансамбль - 165 часов, УП.03.Фортепиано - 99 часов, УП.04.Хоровой класс
– 98 часов;
ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 378,5 часа,
УП.02.Слушание музыки - 98 часов, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная) - 181,5 часа.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» с
дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем
аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1859,5 часа, в том
числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность – 641,5 часа,
УП.02.Ансамбль – 231 час, УП.03.Фортепиано - 99 часов, УП.04.Хоровой класс –
98 часов;
ОП.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 428 часов,
УП.02.Слушание музыки - 98 часов, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная) - 231 час, УП.04.Элементарная теория музыки – 33 часа.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком
обучения 5 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части
составляет 1039,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность – 363 часа,
УП.02.Ансамбль - 132 часа, УП.03.Фортепиано – 82,5 часа, УП.04.Хоровой класс
– 33 часа;
ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 247,5 часа,
УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» с
дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 5 лет общий объем
аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1320 часов, в том
числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность – 445,5 часа,

УП.02.Ансамбль – 198 часов, УП.03.Фортепиано – 82,5 часа, УП.04.Хоровой
класс – 33 часа;
ОП.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 297 часов,
УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час,
УП.03.Элементарная теория музыки – 33 часа.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные
предметы вариативной части определяются Школой самостоятельно. Объем
времени вариативной части, предусматриваемый Школой на занятия
обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 60 процентов
от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного
на аудиторные занятия.
При формировании Школой вариативной части, а также введении в данный
раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические,
национальные и региональные традиции подготовки кадров в области
музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы,
предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному
предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и
методической целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен
превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным
предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета
времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на
контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в
творческих и культурно-просветительских мероприятиях Школы).
4. График образовательного процесса по программе в области
музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
(Годовой календарный график на текущий год прилагается).
Продолжительность учебного года и каникулы.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком
обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой классы
составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных
занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33
недели. При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» с
дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом
классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность
учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком
обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по четвертый классы
составляет 39 недель, в пятом классе – 40 недель. Продолжительность учебных
занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации

программы «Духовые и ударные инструменты» с дополнительным годом обучения
продолжительность учебного года в пятом классе составляет 39 недель, в шестом
классе - 40 недель, продолжительность учебных занятий в шестом классе
составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в
первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения.
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при
реализации основных образовательных программ начального общего и основного
общего образования.
Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам
и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 196
часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 234 часа с дополнительным
годом обучения; 148 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 186
часов с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени
устанавливается школой из расчета одной недели в учебном году. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется
на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания
промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
5. Перечень программ учебных предметов по дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»
(Программы учебных предметов прилагаются)
Программы учебных предметов обязательной части ПО.01. «Музыкальное
исполнительство»:
1. Программа учебного предмета «Специальность»
2. Программа учебного предмета «Ансамбль»
3. Программа учебного предмета «Фортепиано»
4. Программа учебного предмета «Хоровой класс»
Программы учебных предметов обязательной части ПО.02. «Теория и история
музыки»:
1. Программа учебного предмета «Сольфеджио»2
2. Программа учебного предмета «Слушание музыки»
3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)»
2

В первом классе учебное время по предмету «Сольфеджио» складывается следующим образом: 1 час из
обязательной части; 0,5 часа из вариативной части от предмета «Ритмика».

Программы учебных предметов вариативной части В.00. «Вариативная часть»:
1. Программа учебного предмета «Ритмика»
2. Программа учебного предмета «Фортепиано»
3. Программа учебного предмета «Хоровой класс»
4. Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки»
5. Программа учебного предмета «Сочинение/ Музицирование»
6.Программа учебного предмета «Электронная музыка»
7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности.
Организация творческой деятельности учащихся по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального
искусства «Духовые и ударные инструменты» направлена на выявление и
развитие одаренных детей в области музыкального искусства. Организация
программы творческой деятельности осуществляется путем проведения
различного рода творческих мероприятий. Программа творческой деятельности
учащихся включает в себя:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, районного, городского,
областного, регионального, всероссийского и международного);
- участие в творческих коллективах школы.
Организация методической деятельности учащихся направлена на
формирование навыков работы с научно-методической литературой,
эпистолярными источниками и библиотечными архивами. Методическая
деятельность также включает в себя написание рецензий на посещение
культурного (творческого) мероприятия, концерта, выставки, мастер-класса.
Кроме этого, в программу методической деятельности входит участие учащихся в
семинарах, мастер-классах, форумах, конференциях в различных формах (в
качестве докладчика, в качестве слушателя, форма тезисов, с иллюстративным
материалом).
Культурно-просветительская деятельность учащихся осуществляется через
участие в фестивалях, олимпиадах, мастер-классах и творческих вечерах, через
посещения учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных и
концертных залов, театров, музеев и др.), а также организацию культурнопросветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств
и образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства и другими
социальными партнерами.

6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения ОП обучающимися
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной
работы
обучающихся
по
дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области искусств. Промежуточная
аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по
окончании полугодий учебного года, при этом во втором полугодии – по каждому
учебному предмету. По решению образовательного учреждения оценка
результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по
окончании четверти.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет,
контрольный урок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной
аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в
учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация
обучающихся проводится в форме экзамена в рамках промежуточной
(экзаменационной) аттестации или зачета в рамках промежуточной аттестации с
обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об
окончании образовательного учреждения.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной
деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью
определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на
определенном этапе обучения.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в
зачетных ведомостях словом «зачет». При проведении дифференцированного
зачета и контрольной работы качество подготовки обучающегося оценивается по
пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2
(неудовлетворительно).
Экзамены проводятся в период промежуточной (экзаменационной)
аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного
процесса. На каждую промежуточную (экзаменационную) аттестацию
составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения
расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и
педагогических работников не менее чем за две недели до начала проведения
промежуточной (экзаменационной) аттестации. К экзамену допускаются
обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным
предметам, реализуемым в соответствующем учебном году.
Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень составляются на
основе программы учебного предмета и охватывают ее наиболее актуальные

разделы, темы, или те или иные требования к уровню навыков и умений
обучающегося. Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень
должны полно отражать объем проверяемых теоретических знаний, практических
умений и навыков. Содержание экзаменационных материалов и/или репертуарные
перечни разрабатываются преподавателем соответствующего учебного предмета,
обсуждаются на заседаниях отделов (отделений) и/или методического совета и
утверждаются заместителем директора по учебной работе не позднее, чем за
месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.
При проведении экзамена по теоретическим или историческим учебным
предметам могут быть применены вопросы, практические задания, тестовые
здания.
В начале соответствующего учебного полугодия обучающимся сообщается
вид проведения экзамена по учебному предмету (академический концерт,
исполнение концертных программ, просмотр, выставка, творческий показ,
театральная постановка, письменная работа, устный опрос).
Основные условия подготовки к экзамену:
а) образовательное учреждение определяет перечень учебно-методических
материалов, нотных изданий, наглядных пособий, материалов справочного
характера и др., которые рекомендованы методическим советом образовательного
учреждения к использованию на экзамене;
б) к началу экзамена должны быть подготовлены те или иные документы:

репертуарные перечни;

экзаменационные билеты;

практические задания;

наглядные
пособия,
материалы
справочного
характера,
рекомендованные к использованию на экзамене методическим советом;

экзаменационная ведомость.
Экзамен принимается двумя-тремя преподавателями соответствующего
отдела (отделения), в том числе преподавателем, который вел учебный предмет,
кандидатуры которых были согласованы с методическим советом и утверждены
руководителем образовательного учреждения. На выполнение задания по билету
обучающимся отводится заранее запланированный объем времени (по
теоретическим и историческим учебным предметам – не более одного
академического часа). Оценка, полученная на экзамене, заносится в
экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).

Формы контроля освоения образовательной программы
- Текущий контроль
- Промежуточная аттестация
- Итоговая аттестация
Промежуточная аттестация
Сроки проведения
I полугодие
Контрольный урок
Зачёт
- технический зачёт; - технический зачёт;
- академический
- академический
концерт;
концерт;
- исполнение
- исполнение
концертных
концертных
программ;
программ;
- просмотр;
- просмотр;
- выставка;
- выставка;
- творческий показ;
- творческий показ;
- театральная
- театральная
постановка;
постановка;
- письменная
- письменная работа;
работа;
- устный опрос.
- устный опрос.

Контрольный урок
- технический зачёт;
- академический
концерт;
- исполнение
концертных
программ;
- просмотр;
- выставка;
- творческий показ;
- театральная
постановка;
- письменная работа;
- устный опрос.

II полугодие
Зачёт
- технический зачёт;
- академический
концерт;
- исполнение
концертных
программ;
- просмотр;
- выставка;
- творческий показ;
- театральная
постановка;
- письменная работа;
- устный опрос.

Экзамен
- технический зачёт;
- академический концерт;
- исполнение концертных
программ;
- просмотр;
- выставка;
- творческий показ;
- театральная постановка;
- письменная работа;
- устный опрос.

Критерии оценки
Система
оценок
«Отлично»

Уровень

Критерии

Существенно
отличает

Ставится за технически безупречное исполнение программы, при котором
исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания
произведений. Исполнение программы наизусть – выразительное, яркое и
образное, осмысленное, стилистически грамотное, убедительное и законченное

«Хорошо»

По отдельным
параметрам

«Удовлетворите
льно»

Удовлетворяет
требованиям ФГТ

по форме, сочетающее в единое целое все слагаемые исполнительской
аранжировки.
Проявление индивидуального отношения к исполняемым аранжировкам
произведений, использование в аранжировках многообразных возможностей
инструмента
в
достижении
наиболее
убедительного
воплощения
художественного замысла.
Применение художественно оправданных технических приёмов, свобода и
пластичность
игрового
аппарата,
владение
различными
приёмами
звукоизвлечения.
Свободное владение специфическими приёмами игры на инструменте.
Ставится за технически свободную, осмысленную и выразительную игру, когда
демонстрируется достаточное понимание характера, содержания и структуры
исполняемых аранжировок произведений.
Программа исполняется наизусть, проявляется индивидуальное отношение к
исполняемым
аранжировкам,
возможны
небольшие
технические
и
стилистические неточности.
Учащийся демонстрирует применение художественно оправданных технических
приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата, возможны незначительные
погрешности во владении различными приёмами звукоизвлечения и способами
артикуляции.
Владение специфическими приёмами игры на инструменте, допускаются
небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполнительской
аранжировки.
Ставится за игру, в которой учащийся показывает ограниченность своих
возможностей, демонстрируя несовершенное исполнение программы.
Программа исполняется наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется
осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемым аранжировкам.
Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами,
отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, погрешности во владении
различными приёмами звукоизвлечения и способами артикуляции.
Слабое владение специфическими приёмами игры на инструменте.

«Неудовлетвори
тельно»

Неудовлетворяет
требованиям ФГТ

Ставится за отсутствие музыкальной образности в исполняемых произведениях,
слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое
владение инструментом.

8. Приложение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»

5

6

7

1187,5-1765

1303,5

1187,5

1584

973,5

610,5

ПО.01.УП.01 Специальность

924

561

ПО.01.УП.02 Ансамбль

264

132

ПО.01.УП.03 Фортепиано

346,5

264

ПО.01.УП.04 Хоровой класс

49,5

16,5

ПО.01.

Обязательная часть
Музыкальное
исполнительство

9

10

11

12

5-й класс

4-й класс
13

14

Количество недель аудиторных занятий

1303,51567,5

Структура и объем ОП

8

3-й класс

4

(по
полугодиям)

2-й класс

3

24913332,
5
2491

Распределение по годам обучения

1-й класс

2

Промежуто
чная
аттестация

Экзамены

1

Аудиторные
занятия
(в часах)

Групповые
занятия
Мелкогрупп
овые занятия
Индивидуал
ьные
занятия
Зачеты,
контрольные
уроки

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Самост.
работа

Трудоемкост
ь в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Макс
ималь
ная
учебн
ая
нагру
зка
Трудоемкост
ь в часах

Срок обучения – 5 лет

33

33

33

33

Недельная нагрузка в часах

363

1,3,5,
7

82,5

4,6,8
4,6,8,
10
2

132

33

33

2,4
,6,
8



2

2

2,5

2,5





1

1

1









1

1

ПО.02.

Теория и история музыки

ПО.02.УП.01 Сольфеджио
ПО.02.УП.02

Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)

Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум предметным
областям:
В.00.
В.04.УП.04

УП.01

Вариативная часть
Хоровой класс
Сольфеджио

Элементарная теория музыки
В.08.
Сочинение / Музицирование
В.09.
Электронная музыка
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:

В.05.УП.05

Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:

3

759

330

429

412,5

165

247,5

2,4,8,
9

6

13

1,5

1,5

1,5

1,5

346,5

165

181,5

7,9

8

1

1

1

1

1,5

1039,5

,5

6

6

6,5

7,5

1039,5

11

14

14

15,5

16,5







0,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2343

1303,5

18
429

115,5

297

82,5

0,5
66
66

6

313,5
214,
5

6,8,10

0,5
33



0,5
33

10
0,5

0,5

0,5

1
0,5

6,5

7,5

7,5

8

10

13

19

19

22

23,5

66
х
1353

2772

1419

1353

31

6

В первом классе учебное время по предмету «Сольфеджио» складывается следующим образом: 1 час из обязательной части; 0,5 часа из вариативной части от предмета
«Ритмика».

К.03.00.
К.03.01.
К.03.02.
К.03.03
К.03.04.
А.04.00.
ПА.04.01.
ИА.04.02.
ИА.04.02.01.
ИА.04.02.02.
ИА.04.02.03.

Консультации
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная
литература
(зарубежная,
отечественная)
Ансамбль

72

Резерв учебного времени

72
40
16

Аттестация
Промежуточная
(экзаменационная)
Итоговая аттестация
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)

-

8
2

Годовая нагрузка в часах
8
8
8
8
2
4
4
4

10

2



2

6

2



2

1

1

1

4

Годовой объем в неделях
4
2
1
0,5
0,5

5

1

2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Структура и объем ОП

Экзамены по
семестрам

4

5

6

7

8

9

615,5-764

297-330

Распределение по
учебным полугодиям
2-е полугодие

Зачеты,
контрольные
уроки по
семестрам

3

Аудиторные занятия
(в часах)

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)

1-е полугодие

Индивидуаль
ные занятия

2

Мелкогруппо
вые занятия

1

Групповые
занятия

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Самосто
ятельная
работа
Трудоемкость
в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максималь
ная
учебная
нагрузка
Трудоемкость
в часах

на дополнительный год обучения (6 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»

10

11

Количество недель
аудиторных занятий

318,5-434

16

Обязательная часть
Музыкальное
исполнительство
ПО.01.УП.01 Специальность
ПО.01.УП.02 Ансамбль
ПО.02.
Теория и история музыки
ПО.02.УП.01 Сольфеджио
Музыкальная литература
ПО.02.УП.02
(зарубежная, отечественная)
Элементарная теория
ПО.02.УП.03
музыки
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов
ПО.01.

615,5

297

346,5

198

214,5
132
231
82,5

132
66
99
33

82,5

33

66

33

577,5

297

318,5
-

66

82,5
82,5

-

-

17

Недельная нагрузка в
часах

11
12

2,5


2,5
2

11

1,5

1,5

49,5

11

1,5

1,5

33

11,12

1

1

280,5



8,5

280,5

16,5

16,5

66
132
49,5

-

6

-



В.00.
В.01.УП.01
В.04.
В.05.

Вариативная часть
Хоровой класс
Фортепиано
Сочинение / Музицирование

Электронная музыка
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:

99
66

16,5
16,5

Консультации

Специальность
К.03.02.
Сольфеджио
Музыкальная
литература
К.03.03
(зарубежная,
отечественная)
К.03.04.
Ансамбль
А.04.00.
Аттестация
Промежуточная
ПА.04.01.
(экзаменационная)
ИА.04.02.
Итоговая аттестация
ИА.04.02.01.
Специальность
ИА.04.02.02.
Сольфеджио
Музыкальная литература
ИА.04.02.03.
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени

1,5

0,5

0,5

363

10

10

363

18,5

18,5

12
х
33
х

В.07.

К.03.00.


1,5

82,5
49,5

442,5

313,5

8
38

-

-

4

Годовая нагрузка в
часах
8
4

4

4

38

К.03.01.

8

2
Годовой объем в неделях

2

2
1
0,5
0,5
1

2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»
Срок обучения – 8 лет

Структура и объем ОП

ПО.01.

Обязательная часть
Музыкальное
исполнительство

11

12

13

8-й класс

10

14

15

16

17

Количество недель аудиторных занятий

1775-2515,5

32

33

33

33

33

33

33

33

Недельная нагрузка в часах

1775
921
2,4
,6
…14
10,12 14
8-16
6
1,3,5
…15

ПО.01.УП.01 Специальность

1316

757

ПО.01.УП.02 Ансамбль
ПО.01.УП.03 Фортепиано
ПО.01.УП.04 Хоровой класс
ПО.02.
Теория и история музыки

330
429
147
1135

165
330
49
477

ПО.02.УП.01 Сольфеджио

641,5

263

378,5

2,4…10,15

147

49

98

6

ПО.02.УП.02 Слушание музыки

9

7-й класс

8

6-й класс

1301

7

5-й класс

2222

6

4-й класс

17782058,5
1778

5

3-й класс

35534574
3553

(по
полугодиям)

2-й класс

4

Распределение по годам обучения

1-й класс

3

Промежуто
чная
аттестация

Экзамены

2

Аудиторные
занятия
(в часах)

Групповые
занятия
Мелкогрупповы
е занятия
Индивидуальны
е занятия
Зачеты,
контрольные
уроки

1

Трудоемкость в
часах

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Макс
ималь
ная
Самосто
учебн ятельная
ая
работа
нагру
зка

559
165
99
98



2

2


1

1

1

1

1,5

1,5





1

2

2

2

2,5

2,5





1

1

1









1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

658
12

Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум предметным
областям:
В.00.
Вариативная часть
В.01.УП.01 Сольфеджио

ПО.02.УП.03

346,5

3357

165

1778

576.5
0,5

115,5
-

Хоровой класс

330

82,5

В.05.УП.05
В.08.

Элементарная теория музыки
Дополнительный инструмент

66

33

В.09.

Сочинение / Музицирование

115,5

К.03.00.
К.03.01.
К.03.02.
К.03.03
К.03.04.
К.03.05.

Консультации
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная
литература
(зарубежная,
отечественная)
Ансамбль
Сводный хор

14

1

1

1

1

1,5

1579

5

5,5





6

6

6,5

7,5

1579

9

9,5





14

14

15,5

16,5













-

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

31

В.04.УП.04

В.10.
Электронная музыка
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:

9,11,
13,15

181,5

10

461
0,5
247,
5

4
12,14
,16
16

33

0,5
-

-



х
115,
5

1


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

х

3933,
5

1893,5

2040

6

6,5

5,5

7,5

7,5

7,5

8

10

2040

10

10,5

9,5

15,5

15,5

15,
5

17

19

43
196

-

10
Годовая нагрузка в часах

196
62

6

8
2

8
4

8
4

8
4

10

2



2

4

8

2



2

2

8



8

8

20

60

4

8
2

8

8
2

8

8
2

8

А.04.00.

Аттестация

Промежуточная
(экзаменационная)
ИА.04.02.
Итоговая аттестация
ИА.04.02.01. Специальность
ИА.04.02.02. Сольфеджио
Музыкальная литература
ИА.04.02.03.
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени
ПА.04.01.

Годовой объем в неделях
7
2
1
0,5
0,5
8

1

1

1

1

1

1

1

2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»

Структура и объем ОП

615,5-764

297-330

8

9

2-е полугодие

7

Распределение по
учебным полугодиям
1-е полугодие

6

Экзамены по
полугодиям

5

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)
Зачеты,
контрольные
уроки по
полугодиям

4

Индивидуаль
ные занятия

3

Мелкогруппо
вые занятия

2

Аудиторные занятия
(в часах)
Групповые
занятия

1

Самосто
ятельная
работа
Трудоемкос
ть в часах

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Трудоемкост
ь в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максималь
ная
учебная
нагрузка

10

11

Количество недель
аудиторных занятий

318,5-434

16

Обязательная часть
Музыкальное
исполнительство
ПО.01.УП.01 Специальность
ПО.01.УП.02 Ансамбль
ПО.02.
Теория и история музыки
ПО.02.УП.01 Сольфеджио
Музыкальная литература
ПО.02.УП.02
(зарубежная, отечественная)
ПО.02.УП.03 Элементарная теория музыки
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов
ПО.01.

615,5

297

346,5

198

214,5
132
231
82,5

132
66
99
33

82,5

33

66

33

577,5

297

318,5
-

66

82,5
82,5

-

-

17

Недельная нагрузка в
часах

11
12

2,5


2,5
2

11

1,5

1,5

49,5

11

1,5

1,5

33

11,12

1

1

280,5



8,5

280,5



16,5

66
132
49,5

-

6

-



В.00.
В.01.УП.01
В.04.
В.05.

Вариативная часть
Хоровой класс
Фортепиано
Сочинение / Музицирование

В.07.
Электронная музыка
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.

Консультации

Специальность
Сольфеджио
Музыкальная
литература
К.03.03
(зарубежная,
отечественная)
Ансамбль
К.03.04.
А.04.00.
Аттестация
ИА.04.01.
Итоговая аттестация
ИА.04.01.01. Специальность
ИА.04.01.02. Сольфеджио
Музыкальная литература
ИА.04.01.03.
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени

99
66

16,6
16,5


1,5

1,5

0,5

0,5

363

12

12

363

21,5

21,5

82,5
49,5

12
х
33

33
х

676,5

313

8
18

К.03.01.
К.03.02.

-

4

Годовая нагрузка в
часах
8
4

4

4

18
8

2
Годовой объем в неделях
2
1
0,5
0,5
1

-

2
2

График образовательного процесса

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

=
=
=
=
=
=
=
=

р
р
р
р
р
р
р
I

=
=
=
=
=
=
=
=

э
э
э
э
э
э
э
I

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

Аудиторные занятия

23.02–1.03
2–8
9–15
16–22
23.03.–29.03
30.03-05.04
6–12
13–19
20–26
27.04–3.05
4–10
11–17
18–24
25-30
31.05–7.06
8–14
15–21
22–28
29.06.–5.07
6–12
13–19
20- 26
27.07–2.08
3–9
10–16
17–23
24–31

16–22

9–15

2–8

26.01–1.02

19–25

=
=
=
=
=
=
=
=

Всего

Февраль

Каникулы

Янв
арь

итоговая аттестация

Декабрь

12–18

29.09–05.10

22– 28

15 – 21

8 – 14

1–7

Классы
1
2
3
4
5
6
7
8

Ноябр

Резерв учебного времени

Октяб
ь

рь

6–12
13–19
20–26
27.10–04.11
5–9
10–16
17–23
24.11-30.11
1–7
8–14
15–21
22–31
01.01–11.01

Сентябрь

Промежуточная аттестация

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

1. График учебного процесса

32
33
33
33
33
33
33
33

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

2

17
17
17
17
17
17
17
4

52
52
52
52
52
52
52
52

263

7

8

2

123

404

II II
ИТОГО
33*7

Обозначения:

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

р

э

III

Каникулы

=


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».