ДПОП Хореографическое творчество

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области хореографического искусства

«Хореографическое творчество»

Саранск 2024

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
МБУДО«ДШИ № 1»

«Утверждаю»
Директор
Сафина Елена Михайловна
______________
(подпись)

«

«

»_______________2

»_______________2

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
IV. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
V.
ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)
VI. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (далее –
программа «Хореографическое творчество») разработана в соответствии с
Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе,
осуществляется МБУДО«Детская школа искусств № 1»1.
Программа направлены на:
выявление одаренных детей в области хореографического искусства в
раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков в области
хореографического исполнительства;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области
хореографического искусства.
Программа разработаны с учетом обеспечения преемственности программы
«Хореографическое творчество» и основных профессиональных образовательных
программ среднего профессионального и высшего профессионального
образования в области хореографического искусства; сохранение единства
образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и
искусства.
Целью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое
творчество»
ориентированы на воспитание и развитие у обучающихся
личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные
ценности разных народов.
Задачами являются:
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной
требовательности;

1

В дальнейшем именуемая «Школа».

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области хореографического искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению
планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля
за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему
труду,
формированию
навыков
взаимодействия
с
преподавателями,
концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного
отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию
причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению
наиболее эффективных способов достижения результата.
Условия
реализации
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество» для детей, поступивших в образовательное
учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 8 лет. Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для
детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с
десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, не
закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области хореографического
искусства, может быть увеличен на 1 год.
МБУДО«Детская школа искусств № 1» в соответствии с Федеральными
государственными требованиями имеет право реализовывать программу
«Хореографическое творчество» в сокращенные сроки. А также с ориентацией на
повышенный уровень освоения программы и по индивидуальным учебным
планам, учитывающим соблюдение Федеральных государственных требований.
Прием и отбор учащихся на обучение по программе «Хореографическое
творчество» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью
выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме
творческих заданий, позволяющих определить музыкально-ритмические и
координационные способности ребенка (музыкальность, артистичность,
танцевальность), а также его физические, пластические данные.
Прием в Школу для обучения по дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области музыкального искусства
осуществляется в соответствии с Типовым положением об образовательном
учреждении дополнительного образования детей, а также в соответствии с
федеральными государственными требованиями к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области соответствующего вида искусства и
срокам обучения по этим программам.

Прием в Школу осуществляется на основании результатов отбора детей,
проводимого с целью выявления их творческих способностей и (или) физических
данных, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ
в области соответствующего вида искусства.
Порядок
приема
учащихся
для
обучения
по
дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным
программам
в
области
соответствующего вида искусства:
- родители (законные представители) поступающего ребенка подают
заявление на имя директора Школы, предоставляют копию свидетельства о
рождении ребенка, копию документа, удостоверяющего личность подающего
заявление родителя (законного представителя) ребенка;
-родители (законные представители) поступающего ребенка знакомятся с
Уставом, локальными актами Школы, условиями поступления и правилами
отбора детей, другой информацией, связанной с приемом детей, размещенной
Школой на своем информационном стенде и официальном сайте;
-отбор детей проводится по конкретной образовательной программе в формах,
устанавливаемых образовательным учреждением самостоятельно с учетом
Федеральных государственных требований (прослушивания, просмотры, показы,
устные ответы и др.);
-для организации проведения отбора детей приказом директора Школы
формируется комиссия (комиссии) по отбору детей из числа преподавателей
Школы;
- зачисление учащихся производится приказом директора на основании
решения о результатах отбора, принимаемого комиссией по отбору детей на
закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, в пределах
плановой цифры, устанавливаемой Учредителем.
Продолжительность учебного года.
При
реализации
программы
«Хореографическое
творчество»
продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39
недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в
первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы - 33 недели.
При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком обучения
9 лет продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в
девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе
составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в
первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет
устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения.
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при
реализации основных образовательных программ начального общего и основного
общего образования.
Организация учебного процесса у обучающихся по дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» осуществляется

следующим образом: учебные предметы учебного плана и проведение
консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых
занятий (численностью от 4 до 10 человек, по учебному предмету «Подготовка
концертных номеров» - от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11
человек).
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков
имеют право на освоение программы «Хореографическое творчество» по
индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый)
поступление обучающихся не предусмотрено.
Программа «Хореографическое творчество» обеспечивается учебнометодической документацией по всем учебным предметам.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний,
театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих
мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МБУДО«Детская
школа искусств № 1».
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
контролируется
преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными
изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и
видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому
учебному предмету.
Библиотечный фонд МБУДО «Детская школа искусств № 1»
укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и
дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным
предметам, а также изданиями музыкальных произведений и балетной
литературы, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами,
клавирами хореографических произведений в объеме, соответствующем
требованиям программы «Хореографическое творчество». Основной учебной
литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история
музыки» обеспечивается каждый обучающийся.
Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки,
аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов
учебного плана.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра
на каждые 100 обучающихся.
Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам
и другим мероприятиям по усмотрению школы. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 166

часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 192 часа с дополнительным
годом обучения; 122 часа при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 148
часов с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени
устанавливается школой из расчета одной недели в учебном году. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется
на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания
промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Оценка
качества
реализации
образовательной
программы
«Хореографическое творчество» включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование,
концерты, просмотры. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится
в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов
и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде
письменных работ, устных опросов, просмотров концертных номеров.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании МБУДО «Детская школа искусств № 1».
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются школой самостоятельно на основании настоящих ФГТ. Школой
разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего
контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются
фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы,
тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и
навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются МБУДО
«Детская школа искусств № 1» самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы
«Хореографическое творчество» и её учебному плану. Фонды оценочных средств
призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний,
умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области хореографического искусства.
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету
выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании
четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
МБУДО «Детская школа искусств № 1» на основании настоящих Федеральных

государственных требований.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Классический танец;
2) Народно-сценический танец;
3) История хореографического искусства.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Критерии оценок итоговой аттестации разработаны в соответствии с
Федеральными государственными требованиями.
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:

знание
основных
исторических
периодов
развития
хореографического искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

знание
профессиональной
терминологии,
хореографического
репертуара;

умение исполнять различные виды танца: классический, народносценический;

навыки музыкально-пластического интонирования;

навыки публичных выступлений;

наличие кругозора в области хореографического искусства и
культуры.
Кадровый ресурс.
Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается
педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого
учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное
образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе
преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной
программе.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь
высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями,
имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные
звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами,
имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в
соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение
консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических
работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурнопросветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных
образовательных программ.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
обеспечивается освоением дополнительных профессиональных образовательных

программ в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ,
имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Педагогические работники МБУДО «Детская школа искусств № 1» осуществляют
творческую и методическую работу.
МБУДО «Детская школа искусств № 1» создает условия для взаимодействия
с другими ОУ, реализующими образовательные программы в области
музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения
возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной
методической работы, получения консультаций по вопросам реализации
программы «Хореографическое творчество», использования передовых
педагогических технологий.
Финансовые условия реализации программы.
При реализации программы «Хореографическое творчество» предусмотрена
работа концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической
целесообразности.
Аудиторные часы для концертмейстеров предусматриваются по всем
учебным предметам предметной области «Хореографическое исполнительство» и
консультациям по этим учебным предметам в объеме 100 процентов аудиторного
учебного времени.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Минимально необходимый для реализации программы «Хореографическое
творчество» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического обеспечения включает в себя:
театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами,
светотехническим и звукотехническим оборудованием,
библиотеку,
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий,
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для
учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
балетные залы площадью не менее 75 кв.м. (на 12-14 обучающихся),
имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или
специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки
(палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трёх стен, зеркала размером
7м х 2м на одной стене;
раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6
кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Слушание музыки и музыкальная грамота», «Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)», «История хореографического искусства» оснащены

пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками,
столами, стульями, стеллажами, шкафами).
Учебные аудитории должны имеют звукоизоляцию.
В Школе создаются условия для содержания, своевременного обслуживания
и ремонта музыкальных инструментов. МБУДО«Детская школа искусств № 1»
обеспечивает выступления учебных коллективов (хоровых, ансамблевых,
оркестровых) в сценических костюмах.
2.Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Основные позиции
В результате освоения программы (сроком обучения 8 лет, а также с
дополнительным годом обучения) происходит целостное художественноэстетическое развитие личности (общекультурные компетенции) и приобретение
ею в процессе освоения образовательной программы музыкальноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков (профессиональные
компетенции).
Планируемым
результатом
освоения
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического
искусства «Хореографическое творчество» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области хореографического исполнительства:
- знания профессиональной терминологии;
- умения исполнять различные виды танца: классический, народносценический;
- умения определять средства музыкальной выразительности в контексте
хореографического образа;
- умения выполнять комплексы специальных хореографических
упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых
физических качеств;
- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении
танцевальных движений;
- умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения;
- навыков музыкально-пластического интонирования;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории искусств:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных композиторов;
- знания и слуховых представлений программного минимума произведений
симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;

- знания основных элементов музыкального языка;
- первичных знаний в области строения классических музыкальных форм;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
- знания основных этапов развития хореографического искусства;
- знания основных этапов становления и развития искусства балета;
- знания основных отличительных особенностей хореографического
искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- навыков анализа музыкального произведения.
Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» с
дополнительным годом обучения по учебным предметам обязательной части
учащиеся должны демонстрировать следующие профессиональные компетенции:
в области хореографического исполнительства:
- знания требований к физической подготовленности обучающегося;
- знания основ формирования специальных упражнений для развития
профессионально необходимых физических качеств;
- умения разучивать поручаемые партии под руководством преподавателя;
- умения исполнять хореографические произведения на разных сценических
площадках;
в области теории и истории искусств:
- знания балетной терминологии;
- знания средств создания образа в хореографии;
- знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
- знания образцов классического наследия балетного репертуара.
Результаты освоения программы «Хореографическое творчество» по
учебным предметам обязательной части должны отражать:
Танец:
знание основных элементов классического, народного танцев;
знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца,
слаженности и культуре исполнения танца;
умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
умение ориентироваться на сценической площадке;
умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; владение
различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических
данных;
навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
навыки комбинирования движений;
навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
Ритмика:
знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в
музыке;

знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ладовую
окраску в танцевальных движениях;
первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;
умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными
движениями.
Гимнастика:
знание анатомического строения тела;
знание приемов правильного дыхания;
знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового
образа жизни;
умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей
гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
умение сознательно управлять своим телом;
умение распределять движения во времени и пространстве;
владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
навыки координации движений.
Классический танец:
знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
знание балетной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций классического танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных
комбинаций;
знание средств создания образа в хореографии;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного
хореографического репертуара;
умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;
умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения;
навыки музыкально-пластического интонирования.
Народно-сценический танец:
знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с
партнерами на сцене;
знание балетной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных
комбинаций;
знание средств создания образа в хореографии;

знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца,
произведения учебного хореографического репертуара;
умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических
площадках;
умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов
народно-сценических танцев;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
умение понимать и исполнять указания преподавателя;
умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
навыки музыкально-пластического интонирования.
Подготовка концертных номеров:
умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий
под
руководством преподавателя;
умение работы в танцевальном коллективе;
умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать
над хореографическим произведением на репетиции;
навыки участия в репетиционной работе.
Слушание музыки и музыкальная грамота:
знание специфики музыки как вида искусства;
знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического
искусства;
знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение
музыкального произведения);
умение
эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные произведения;
умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;
умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр,
ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
знание основных исторических периодов развития музыкальной культуры,
основных направлений, стилей и жанров;
знание особенностей традиций отечественной музыкальной культуры,
фольклорных истоков музыки;
знание творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов;
знание основных музыкальных терминов;
знание основных элементов музыкального языка и принципов
формообразования;
умение ориентироваться в музыкальных произведениях различных

направлений и стилей;
умение характеризовать жанровые особенности, образное содержание и
форму музыкальных произведений;
навыки по восприятию музыкального произведения, умению выражать к
нему свое отношение.
История хореографического искусства:
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства
различных исторических эпох, стилей и направлений;
знание имен выдающихся представителей и творческое наследие
хореографического искусства различных эпох;
знание основных этапов становления и развития русского балета;
умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом
времени его создания, стилистических особенностей, содержательности,
взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания
хореографических образов.
3. Учебный план
В
дополнительную
предпрофессиональную
общеобразовательную
программу в области хореографического
искусства «Хореографическое
творчество» входят следующие учебные предметы:
Учебные предметы обязательной части ПО.01. «Хореографическое
исполнительство»:
хореографическое исполнительство;
теория и история искусств
и разделы:
консультаций;
промежуточной аттестации;
итоговой аттестации.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят из учебных предметов.
При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком
обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет
2336 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам
(УП):
ПО.01.Хореографическое исполнительство: УП.01.Танец – 130 часов,
УП.02.Ритмика – 130 часов, УП.03.Гимнастика – 65 часов, УП.04.Классический
танец – 1023 часа, УП.05.Народно-сценический танец – 330 часов,
УП.06.Подготовка концертных номеров – 658 часов;
ПО.02.Теория и история искусств: УП.01. – Слушание музыки и музыкальная
грамота – 131 час, УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) –
66 часов, УП.02.История хореографического искусства – 66 часов.
При
реализации
программы
«Хореографическое
творчество»
с
дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем

аудиторной нагрузки обязательной части составляет 3170,5 часа, в том числе по
предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Хореографическое исполнительство: УП.01.Танец – 130 часов,
УП.02.Ритмика – 130 часов, УП.03.Гимнастика – 65 часов, УП.04.Классический
танец – 1188 часов, УП.05.Народно-сценический танец – 396 часов,
УП.06.Подготовка концертных номеров – 757 часов;
ПО.02.Теория и история искусств: УП.01. – Слушание музыки и музыкальная
грамота – 131 час, УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) –
66 часов, УП.02.История хореографического искусства – 115,5 часа.
При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком
обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет
2052,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам
(УП):
ПО.01.Хореографическое исполнительство: УП.01.Ритмика – 66 часов,
УП.02.Гимнастика – 33 часа, УП.03.Классический танец – 924 часа,
УП.04.Народно-сценический танец – 264 часа, УП.05.Подготовка концертных
номеров – 462 часа;
ПО.02.Теория и история искусств: УП.01. – Слушание музыки и музыкальная
грамота – 49,5 часа, УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
– 66 часов, УП.02.История хореографического искусства – 66 часов.
При
реализации
программы
«Хореографическое
творчество»
с
дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 5 лет общий объем
аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2470 часов, в том числе по
предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Хореографическое исполнительство: УП.01.Ритмика – 66 часов,
УП.02.Гимнастика – 33 часа, УП.03.Классический танец – 1089 часов,
УП.04.Народно-сценический танец – 330 часов, УП.05.Подготовка концертных
номеров – 561 час;
ПО.02.Теория и история искусств: УП.01. – Слушание музыки и музыкальная
грамота – 49,5 часа, УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
– 66 часов, УП.02.История хореографического искусства – 115,5 часа.
В дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную
программу в области хореографического искусства «Хореографическое
творчество» могут входить учебные предметы вариативной части (В.00.
«Вариативная часть»), дающие возможность расширения и (или) углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части
образовательной программы, получения обучающимися дополнительных
знаний, умений и навыков.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные предметы вариативной части определяются Школой в примерном
учебном плане МБУДО«Детская школа искусств № 1» (См. Приложение).
Объем
времени
вариативной
части,
(также
предусматриваемый
МБУДО«Детская школа искусств № 1») на занятия обучающихся с

присутствием преподавателя, может составлять до 60 процентов от объема
времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на
аудиторные занятия.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций и методической целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен
превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным
предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета
времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени
на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в
творческих и культурно-просветительских мероприятиях Школы).
4. График общеобразовательного процесса по программе в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество»
(Годовой календарный график на текущий год прилагается)
Продолжительность учебного года и каникулы.
При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком
обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой классы
составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность
учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой
классы 33 недели. При реализации программы «Хореографическое творчество»
с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в
восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель,
продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком
обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по четвертый
классы составляет 39 недель, в пятом классе – 40 недель. Продолжительность
учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При
реализации программы «Хореографическое творчество» с дополнительным
годом обучения продолжительность учебного года в пятом классе составляет 39
недель, в шестом классе - 40 недель, продолжительность учебных занятий в
шестом классе составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в
первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года
обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования.
Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим

конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Школы. Консультации
могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в
следующем объеме: 196 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и
234 часа с дополнительным годом обучения; 148 часов при реализации ОП со
сроком обучения 5 лет и 186 часов с дополнительным годом обучения. Резерв
учебного времени устанавливается Школой из расчета одной недели в
учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв
учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и
методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно
использовать
и
после
окончания
промежуточной
аттестации
(экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой
обучающихся на период летних каникул.
5. Перечень программ учебных предметов по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество»
(Программы учебных предметов прилагаются)
Программы учебных предметов обязательной части ПО.01.
«Хореографическое исполнительство»:
1. Программа учебного предмета «Танец»
2. Программа учебного предмета «Ритмика»
3. Программа учебного предмета «Гимнастика»
4. Программа учебного предмета «Классический танец»
5. Программа учебного предмета «Народно-сценический танец»
6. Программа учебного предмета «Подготовка концертных номеров»
Программы учебных предметов обязательной части ПО.02. «Теория и
история искусств»:
1. Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»
2. Программа учебного предмета «История хореографического искусства»
3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)»
Программы учебных предметов вариативной части В.00. «Вариативная
часть»:
1. Программа учебного предмета «ИБТ»
2. Программа учебного предмета «Основы игры на музыкальном
инструменте»
3. Программа учебного предмета «История искусства»
4. Программа учебного предмета «Современный танец»
5. Программа учебного предмета «Актёрское мастерство»
6. Программа учебного предмета «Бальный танец»
7. Программа учебного предмета «Стэп»

7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности
(Программа прилагается)
Организация творческой деятельности учащихся по дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» направлена на
выявление и развитие одаренных детей в области музыкального искусства.
Организация программы творческой деятельности осуществляется путем
проведения различного рода творческих мероприятий. Программа творческой
деятельности учащихся включает в себя:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, районного,
городского, областного, регионального, всероссийского и международного);
- участие в творческих коллективах школы.
Организация методической деятельности учащихся направлена на
формирование навыков работы с научно-методической литературой,
эпистолярными источниками и библиотечными архивами. Методическая
деятельность также включает в себя написание рецензий на посещение
культурного (творческого) мероприятия, концерта, выставки, мастер-класса.
Кроме этого, в программу методической деятельности входит участие
учащихся в семинарах, мастер-классах, форумах, конференциях в различных
формах (в качестве докладчика, в качестве слушателя, форма тезисов, с
иллюстративным материалом).
Культурно-просветительская деятельность учащихся осуществляется
через участие в фестивалях, олимпиадах, мастер-классах и творческих вечерах,
через посещения учащимися учреждений культуры (филармоний,
выставочных и концертных залов, театров, музеев и др.), а также организацию
культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими
школами
искусств
и
образовательными
учреждениями
среднего
профессионального
и
высшего
профессионального
образования,
реализующими основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства и другими социальными партнерами.

6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения ОП обучающимися
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной
работы
обучающихся
по
дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области искусств. Промежуточная
аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по
окончании полугодий учебного года, при этом во втором полугодии – по каждому
учебному предмету. По решению образовательного учреждения оценка
результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по
окончании четверти.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет,
контрольный урок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной
аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в
учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация
обучающихся проводится в форме экзамена в рамках промежуточной
(экзаменационной) аттестации или зачета в рамках промежуточной аттестации с
обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об
окончании образовательного учреждения.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной
деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью
определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на
определенном этапе обучения.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в
зачетных ведомостях словом «зачет». При проведении дифференцированного
зачета и контрольной работы качество подготовки обучающегося оценивается по
пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2
(неудовлетворительно).
Экзамены проводятся в период промежуточной (экзаменационной)
аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного
процесса. На каждую промежуточную (экзаменационную) аттестацию
составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения
расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и
педагогических работников не менее чем за две недели до начала проведения
промежуточной (экзаменационной) аттестации. К экзамену допускаются
обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным
предметам, реализуемым в соответствующем учебном году.
Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень составляются на
основе программы учебного предмета и охватывают ее наиболее актуальные

разделы, темы, или те или иные требования к уровню навыков и умений
обучающегося. Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень
должны полно отражать объем проверяемых теоретических знаний, практических
умений и навыков. Содержание экзаменационных материалов и/или репертуарные
перечни разрабатываются преподавателем соответствующего учебного предмета,
обсуждаются на заседаниях отделов (отделений) и/или методического совета и
утверждаются заместителем директора по учебной работе не позднее, чем за
месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.
При проведении экзамена по теоретическим или историческим учебным
предметам могут быть применены вопросы, практические задания, тестовые
здания.
В начале соответствующего учебного полугодия обучающимся сообщается
вид проведения экзамена по учебному предмету (академический концерт,
исполнение концертных программ, просмотр, выставка, творческий показ,
театральная постановка, письменная работа, устный опрос).
Основные условия подготовки к экзамену:
а) образовательное учреждение определяет перечень учебно-методических
материалов, нотных изданий, наглядных пособий, материалов справочного
характера и др., которые рекомендованы методическим советом образовательного
учреждения к использованию на экзамене;
б) к началу экзамена должны быть подготовлены те или иные документы:

репертуарные перечни;

экзаменационные билеты;

практические задания;

наглядные
пособия,
материалы
справочного
характера,
рекомендованные к использованию на экзамене методическим советом;

экзаменационная ведомость.
Экзамен принимается двумя-тремя преподавателями соответствующего
отдела (отделения), в том числе преподавателем, который вел учебный предмет,
кандидатуры которых были согласованы с методическим советом и утверждены
руководителем образовательного учреждения. На выполнение задания по билету
обучающимся отводится заранее запланированный объем времени (по
теоретическим и историческим учебным предметам – не более одного
академического часа). Оценка, полученная на экзамене, заносится в
экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
МБУДО«Детская школа искусств № 1» на основании настоящих Федеральных
государственных требований.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Классический танец;
2) Народно-сценический танец;
3) История хореографического искусства.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

Критерии оценок итоговой аттестации разработаны в соответствии с
Федеральными государственными требованиями.

8. Приложение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Нормативный срок обучения – 8лет

Групповые занятия

3

4

5

Распределение по годам обучения

5-й класс

6-й класс

7-й класс

10

11

12

13

14

15

16

8-й класс

4-й класс

9

3-й класс

8

2-й класс

7

1-й класс

6

Экзамены

Мелкогрупповые
занятия
Индивидуальные
занятия

)

Зачеты, контрольные
уроки

2

Самост
.
работа

Трудоемкость в
часах

1

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Аудиторные
занятия
(в часах)

Максимальная
учебная
нагрузка

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Промежуточ
ная
аттестация
(по учебным
полугодиям)2

17

Количество недель аудиторных занятий
32

ПО.01.
ПО.01.УП.01.
ПО.01.УП.02.
ПО.01.УП.03.
ПО.01.УП.04.

Структура и объем
ОП
Обязательная часть
Хореографическое
исполнительство3)
Танец
Ритмика
Гимнастика
Классический танец

309338191)
3093

328559
328

2765-3260
2765

2401

65

2336

130
130
130
1023

65

130
130
65
1023

33

33

33

33

33

33

33

Недельная нагрузка в часах


2
1

2,4
2,4
2,4
5…
-15

6
…
-14

2
2
1























5

ПО.01.УП.05.

Народно-сценический
танец
ПО.01.УП.06. Подготовка
концертных номеров
Теория и история
ПО.02.
искусств
Слушание музыки и
ПО.02.УП.01.
музыкальная грамота
Музыкальная
литература
ПО.02.УП.02.
(зарубежная,
отечественная)
История
ПО.02.УП.03. хореографического
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум
предметным областям:
Вариативная часть4)
В.00.
Историко-бытовой
В.01.
танец
Основы игры на
В.02.
музыкальном
инструменте
История искусства
(изобразительного,
В.03.
театрального,
киноискусства)
В.04.
Современный танец
В.05.
Стэп

330

330

658

658

7…
-13
2,4…
-14

15

2

2

3

3

3

3

1

1

1

1

2

2

1

1

262

131

131

2,4,6

8

1

1

132

66

66

10

12





132

66

66

14

263

328

2599

8

8





11

11

11

11

2599

10

10





12

12

12

12













2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

28
231

8

495

264
462

2

2

263

726

2

2

526

2927

2

231

264

15

231

16

1

х
х
х




1

В.06.
Актерское мастерство
В.07.
Бальный танец
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с
учетом вариативной части:5)
Всего количество контрольных
уроков, зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации6)
К.03.01.
Танец
К.03.02.
Ритмика
К.03.03.
Гимнастика
К.03.04.
Классический танец
Народно-сценический
К.03.05.
танец
Подготовка
К.03.06.
концертных номеров
Слушание музыки и
К.03.07.
музыкальная грамота
Музыкальная
литература
К.03.08.
(зарубежная,
отечественная)
История
К.03.09.
хореографического
искусства
А.04.00.

х
х
3094
3653

559

3094

166

-

166

30

4
4
4
48

8

8

9

10

13

14

14

13

13

10

12

12

15

16

16

15

15

2
2
2

Годовая нагрузка в часах
2
2
2
8
8
8
8
8

8

30
56
8

2

6

6



6

6

8



8

8

4

4

1

-

8

8

8

2

2

2

4



2



8

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.04.01.

Промежуточная
(экзаменационная)

7

ИА.04.02.

Итоговая аттестация

2

ИА.04.02.01.

Классический танец

1

1

1

1

1

1

1

2

Народно-сценический
танец
История
ИА.04.02.03. хореографического
искусства
Резерв учебного времени7)
ИА.04.02.02.

1)

2)

3)

4)

5)
6)

0,5
0,5
8

1

1

1

1

1

1

1

1

В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество
часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков
реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ
самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять
до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на
самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных
занятий. При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо
учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области хореографического искусства, а также
имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся.
Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо
считать «и так далее» (например «1,3,5…-15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9-12» – и четные и нечетные
полугодия с 9-го по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а
также время их проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по учебным
предметам могут выставляться и по окончании четверти.
Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореографическое
исполнительство» и консультациям по этим учебным предметам в объеме до 100% аудиторного времени.
В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ
может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.03.-В.07.) или
самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый
учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком,
зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам
и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв
учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,

резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного
времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
1. Занятия по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» проводятся раздельно с
мальчиками и девочками.
2. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек,
мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек (по учебному предмету «Подготовка концертных номеров» – от 2-х человек, занятия с
мальчиками по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» - от 3-х человек);
индивидуальные занятия.
3. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период
обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального
общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом:
«Гимнастика» - по 1 часу в неделю;
«Слушание музыки и музыкальная грамота» - по 1 часу в неделю;
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - по 1 часу в неделю;
«История хореографического искусства» - по 1 часу в неделю.

ПО.01.УП.01
.
ПО.01.УП.02
.
ПО.01.УП.03
.
ПО.01.УП.04
.

4

5

6

7

Структура и объем ОП

438,5471,51)

33

405,5-438,5

Обязательная часть

438,5

33

405,5

Хореографическое
исполнительство3)

330

2-е полугодие

3

Распределение по
учебным полугодиям

1-е полугодие

Экзамены

Индивидуальные
занятия

9

Мелкогрупповые
занятия

8

Групповые занятия

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)2)

2

1

ПО.01.

Аудиторные занятия
(в часах)

Трудоемкость в
часах

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Самост.
работа

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максимальная
учебная
нагрузка

Зачеты, контрольные
уроки

Учебный план
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
на дополнительный год обучения (9)

Количество недель
аудиторных занятий
17

18

10

11

Недельная нагрузка в
часах

330

Танец

-

-

-

-

-

Ритмика

-

-

-

-

-

Гимнастика

-

-

-

-

-

5

5

Классический танец

165

165

17

ПО.01.УП.05
Народно-сценический танец
.
ПО.01.УП.06 Подготовка концертных
.
номеров
ПО.02.
Теория и история искусств
ПО.02.УП.01 Слушание музыки и
.
музыкальная грамота
ПО.02.УП.02 Музыкальная литература
.
(зарубежная, отечественная)
ПО.02.УП.03 История хореографического
.
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов
В.00.
Вариативная часть4)
В.01.
Историко-бытовой танец
Основы игры на
В.02.
музыкальном инструменте
История искусства
(изобразительного,
В.03.
театрального,
киноискусства)
В.04.
Современный танец
В.05.
Стэп
В.06.
Актерское мастерство
В.07.
Бальный танец
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:5)
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:5)
Всего количество контрольных уроков,

66

66

99

99

17
18

2

2

3

3

82,5

33

49,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

82,5

33

49,5

1,5

1,5

379,5



11,5

379,5



12,5

412,5

33

33
33

17

4



18


1

1

412,5

12,5

12,5

412,5

12,5

12,5

33
33
х
х
х
х
х
х

445,5

33

5

зачетов, экзаменов:
К.03.00.

Консультации6)

26

К.03.01.
К.03.02.

Классический танец
Народно-сценический танец
Подготовка концертных
номеров
История
хореографического
искусства

8
8

8
8

Годовая нагрузка в
часах
8
8

8

8

8

2

2

2

К.03.03
К.03.04.
А.04.00.
ИА.04.01.
ИА.04.01.01.
ИА.04.01.02.

Аттестация

Итоговая аттестация
Классический танец
Народно-сценический танец
История хореографического
ИА.04.01.03.
искусства
Резерв учебного времени6)
1)

2)

3)

26

Годовой объем в неделях
2
1
0,5

2

0,5
1

1

В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество
часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков
реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ
самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять
до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на
самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных
занятий. При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо
учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области хореографического искусства, а также
имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореографическое
исполнительство» и консультациям по этим учебным предметам в объеме до 100% аудиторного времени.
В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ
может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.02.-В.07.) или
самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый

4)
5)

6)

учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком,
зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного
времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв
учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью
обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
1. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ
основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется в 9 классе следующим образом: «История
хореографического искусства» - по 1 часу в неделю.

График образовательного процесса
1. График учебного процесса

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

III

III
ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

р

э

III

Каникулы

=

32
33
33
33
33
33
33
33
263

1
1
1
1
1
1
1
7

1
1
1
1
1
1
1
1
8

2
2

Всего

=

=

Каникулы

=

э
э
э
э
э
э
э

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая
аттестация

=
=
=
=
=
=
=

р
р
р
р
р
р
р
р

Аудиторные занятия

4 – 10

11 – 17

20 – 26

27.04. – 3.05

6 – 12

13 – 19

23 – 29

30.03 – 5.04

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23.02 – 1.03

2 –8

9 – 15

19 – 25

26.01 – 1.02

24 – 31

=

17 – 23

=

3–9

=

10 – 16

=

20 – 26

=

27.07 – 2.08

=

6 – 12

=

Август

13 – 19

=

Июль

22 – 28

=

Июнь

29.06 – 5.07

=

=

=
=
=
=
=
=
=
=

Май

15 – 21

=

=

Апрель

1–7

=

Март

8 – 14

=

=

12 – 18

22 – 28

5 – 11

=

Февраль

25 – 31

=
=
=
=
=
=
=
=

Январь

29.12 – 4.01

15 – 21

1–7

8 – 14

Декабрь

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

20 – 26

27.10 – 2.11

6 – 12

13 – 19

Ноябрь

18 – 24

1
2
3
4
5
6
7
8

29.09 – 5.10

Октябрь

22 – 28

8 – 14

15 – 21

1–7

Классы

Сентябрь

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

18
17
17
17
17
17
17
4
124

52
52
52
52
52
52
52
40
404


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».