«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУДО «ДШИ № 1»
_______________ Е. М. Сафина
«____» ________________ 2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 »
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»
2024—2025 учебный год
(разработан на основе Федеральных государственных требований, утвержденных приказом Министерства
культуры РФ от 12.02.2012 г, № 165, принят педагогическим советом от 30.08.2024 г, протокол № 1)
Саранск 2024 г.
Пояснительная записка
к учебному плану образовательной деятельности по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
на 2024-2025 учебный год
1.
Нормативные документы, используемые при формировании учебного плана
Учебный план школы сформирован на основе:
Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в
связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внес изменения в 31 из 58 статей Закона РФ «Об образовании».
Новая редакция Закона РФ «Об образовании», которая вступает в силу с 1 января 2005 года (статья 25, 26, 27 о дополнительном образовании);
Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403);
Национальной доктрины образования в Российской Федерации: Утв. Пост. Правит. РФ от 04 окт. 2000 г. № 751;
Концепции развитияобразования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы Правительство Российской Федерации (Распоряжение от 25 августа 2008 г. N 1244-р);
ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»
утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации;
Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28 -02-484/16;
Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 01.02.2005 N 49, от 07.12.2006
N 752), (постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233);
«Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.4.1251-03 от 3 апреля 2003 г. № 27, действующими с 20 июня 2003 г.;
Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы, утверждённого распоряжением Правительства
Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р;
Методические рекомендации по определению требований к уровню подготовки выпускника детской школы искусств и проведению аттеста ции детских школ искусств (письмо Министерства культуры
Российской Федерации от 18.05.2004 г. № 626-06-32).
Методические рекомендации по применению Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного
образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительногообразования детей (внешкольные учреждения)», Директор НМЦ ХО И.Е.Домогацкая от 1 июня 2004 г.
Устава МБУДО «ДШИ № 1» от 24 ноября 2015 г., утвержденного Постановлением Главы городского округа Саранск от 24 ноября 2015 г. № 3389;
- Изменения, внесенные в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Федеральным законом от 16 июня 2011 г. № 145-ФЗ; Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
С целью сохранения и развития детских школ искусств Федеральный закон № 145-ФЗ предусматривает:
реализацию в ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с установ ленными к ним федеральными государственными
требованиями;
выдачу выпускникам детских школ искусств документа установленного образца об окончании обучения;
полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансированию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств,
реализуемых в муниципальных детских школах искусств.
Реализация закона № 145-ФЗ позволит осуществлять деятельность детских школ искусств в соответствии с историческими традициями и социальной значимостью благодаря совместным усилиям органов власти
и педагогических коллективов.
2. Общая характеристика учебного плана
При разработке учебного плана учтены:
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;
Письмо Министерства культуры РФ от 23.06.2003 г. №66-01-16/32 «О новых примерных учебных планах для детских школ искусств»;
Социальный заказ родительского, преподавательского, ученического коллективов.
3.Основными задачами учебного плана непосредственно образовательной деятельности являются:
1.
Регулирование объема образовательной нагрузки.
2.
Реализация Федеральных государственных требований к содержанию и организации образовательного процесса в МБУДО «ДШИ № 1».
Основными целями учебно-воспитательной работы в рамках деятельности декоративно-прикладного отделения Школы являются:
2
• выявление творческих способностей, склонностей, интересов и дарования учащихся в области художественного воспитания и образ ования;
• обеспечение возможности получения дополнительного предпрофессионального образования детьми;
• развитие и поддержание национальной культуры.
Исходя из данных целей учебный план направлен на реализацию следующих задач:
• непрерывность и преемственность различных ступеней образования в сфере искусств;
• удовлетворение образовательных потребностей учащихся в области декоративно-прикладного образования и эстетического воспитания;
• поступательное и целенаправленное обучение детей основам декоративно-прикладного творчества с учетом возрастных, психологических особенностей каждой возрастной группы учащихся;
• формирование ранней профессиональной ориентации, для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусств;
• подготовка обучающихся к поступлению в образовательные учреждения профессионального образования;
• формирование духовно-нравственных качеств и эмоционально- ценностных отношений к действительности в процессе становления гармонично-развитой личности обучающихся.
Образовательные программы в области искусств разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно на основании федеральных государственных требований, установленных к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации (далее по тексту – ФГТ).
Образовательные программы в области искусств должны определять содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом:
обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального
образования в области искусств;
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Образовательные программы в области искусств должны быть ориентированы на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональн ые образовательные программы в области соответствующего
вида искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, п риобретению навыков творческой деятельности;
умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин
успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;
Учебный план соответствует Уставу и виду дополнительного образовательного учреждения.
МБУДО «ДШИ № 1» работает в режиме шестидневной рабочей недели с 8.00 до 20.00.
Срок освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» в МБУДО «ДШИ № 1»для детей, поступивших в школу с шести лет девяти месяцев до восьми лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» для детей, поступивших в школу с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства может быть увеличен на один год.
Форма проведения учебных занятий осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность уроков – 40-45 минут.
Экзамены проводятся с первого по пятый класс во втором полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит зачет (творческий просмотр).
Занятия пленером проводятся рассредоточено (сентябрь, май). Объём учебного времени, отводимого на занятия пленером: 2 -5 классы –по 28 часов в год.
Объём максимальной нагрузки не превышает 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки составляет 13 часов.
Консультации проводятся в счет резерва учебного времени из расчёта одной недели в учебном году.
Резерв учебного времени используется как для промежуточной аттестации,так и для обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
4. Учебный план составлен на основе следующих принципов:
Сохранение преемственности обучения на всех ступенях.
Соблюдение требований к обязательной максимальной нагрузке обучающихся.
Создание условий для освоения выпускниками школы обязательного минимума содержания художественного образования.
Выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлен ию в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть состоит из 3-х предметных областей:
художественное творчество;
история искусств;
пленэрные занятия.
Аттестация проводится в виде просмотров, зачётов и контрольных уроков.
Консультации проводятся рассредоточено с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам.
Максимальная нагрузка обучающихся не превышает 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки -14 часов.
3
Резерв учебного времени составляет 1 неделя в учебном году.
Вариативная часть учебного плана
обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывает их личностные особенности, интересы и склонности;
обеспечивает вариативность образования;
позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги;
объём времени вариативной части может составлять до 40% от объёма времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия;
на самостоятельную работу до 100% от объёма аудиторных занятий;
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели –реализация аудиторных занятий, 2-3 недели –проведение консультаций и экзаменов, в остальное время
преподаватели занимаются методической, творческой, культурно-просветительской работой, а также осваивают дополнительные ОП.
4
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
Нормативный срок обучения – 8 лет
ПО.01.
1992-2420
1992
2863-3291
Обязательная часть
4855-57111)
4855
Художественное творчество
4115
1778
2337
392
196
196
2,4
ПО.01.УП.02.
Прикладное творчество
294
98
196
2,4,6
294
98
196
2,4,6
ПО.01.УП.04.
Рисунок3)
726
330
396
ПО.01.УП.05.
Живопись
726
330
396
ПО.01.УП.06.
Композиция прикладная
495
330
165
Работа в материале
1188
396
792
ПО.01.УП.07.
ПО.02.
История искусств
477
214
ПО.02.УП.01.
Беседы об искусстве
147
49
ПО.02.УП.02.
История народной культуры и
изобразительного искусства
330
165
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:
9
8-й класс
7-й класс
6-й класс
5-й класс
4-й класс
32
33
33
33
33
33
33
33
10
11
12
13
14
15
16
17
Недельная нагрузка в часах
Основы изобразительной грамоты и
рисование
ПО.01.УП.03.
Количество недель аудиторных занятий
2863
ПО.01.УП.01.
Лепка
3-й класс
8
2-й класс
7
4
Распределение по годам обучения
1-й класс
6
3
Экзамены
Групповые занятия
5
Зачеты, контрольные уроки
2
Структура и объем ОП
Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)2)
Индивидуальные занятия
1
Трудоемкость в часах
Наименование частей, предметных
областей, разделов и учебных
предметов
Трудоемкость в часах
Индекс
предметных
областей, разделов
и учебных
предметов
Самост.рабо
та
Аудиторные занятия
(в часах)
Мелкогрупповые занятия
Максимальная
учебная
нагрузка
8…
-12,15
7,9…
-15
8…
-14,15
7,9…
-15
6
2
2
2
2
2
2
2
2
14
2
8-14
2
8…
-14
1
1
1
1
1
4
4
5
5
6
1
1
1
1
1
12
11
11
12
263
98
2,4,6
165
2600
1
1
8…
-14
7
7
1
5
Максимальная нагрузка по двум предметным областям:
ПО.03.
ПО.03.УП.01.
4592
1992
Пленэрные занятия 4)
140
140
Пленэр
140
140
Аудиторная нагрузка по трем предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем предметным областям:
Вариативная часть5)
8…
-16
4732
1992
39
724
362
362
Скульптура
528
264
264
8…
-16
В.03.
Цветоведение
196
98
98
2, 4, 6
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:
5456
2354
К.04.00.
Консультации
7)
21
20
21
22
х
х
х
х
х
2
2
2
1
1
2740
В.01.
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной
части:6)
Всего количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов:
11,5
2740
Количество контрольных уроков, зачетов, просмотров,
экзаменов по трем предметным областям:
В.00.
11,
5
2600
5588
2420
1
1
1
3102
8
8
8
14
14
13
12
13
3168
13,
5
13,5
13,5
25
25
24
25
26
49
123
-
10
10
Годовая нагрузка в часах
123
К.04.02.
Основы изобразительной грамоты и
рисование
Прикладное творчество
6
2
2
2
К.04.03
Лепка
6
2
2
2
К.04.04.
Рисунок
20
4
4
4
4
К.04.05.
Живопись
20
4
4
4
4
К.04.06.
Композиция прикладная
10
2
2
2
2
К.04.07
Работа в материале
40
8
8
8
8
К.04.08
Беседы об искусстве
2
2
2
4
1
1
1
-
К.04.01.
История
К.04.09
6
2
2
2
3
1
1
1
народной
культуры
12
и
изобразительного искусства
А.05.00.
Аттестация
Годовой объем в неделях
ПА.05.01.
Промежуточная (экзаменационная)
7
ИА.05.02.
Итоговая аттестация
2
ИА.05.02.01.
Работа в материале
1
ИА.05.02.02.
История народной культуры и
изобразительного искусства
Резерв учебного времени
7)
1
1
1
1
2
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного
плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остают ся неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ самостоятельно. Объем
времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на
аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объем а времени аудиторных занятий. При формировании ДШИ
«Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области декоративноприкладного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающи хся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8
лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5…-15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9-12» – и четные и нечетные полугодия с 9-го по 12й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка,
которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании четверти.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного
времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 8 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 4 -8 классы
– по 28 часов в год.
В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные
предметы из предложенного перечня (В.03.-В.09.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных ва риантов каждый учебный предмет
вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных
предметов в той или иной форме занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,
резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной
аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь пе риод обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим обра зом:
Прикладное творчество – по 1 часу в неделю;
Лепка – по 1 часу в неделю;
Основы изобразительной грамоты и рисование – по 2 часа в неделю;
Рисунок - 4-8 классы – по 2 часа в неделю;
Живопись - 4-8 классы – по 2 часа в неделю;
Композиция прикладная - 4-8 классы – по 2 часа в неделю;
Работа в материале - 4-6 классы – по 2 часа; 7-8 классы - по 3 часа;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История народной культуры и изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.
1.
2.
3.Бюджет времени в неделях
Аудиторные занятия, в
том числе
промежуточная
Классы
аттестация в виде
зачетов и контрольных
уроков
I
32
Промежуточная аттестация
(экзамены)
Резерв учебного времени
Пленэр
1
1
Итоговая аттестация
Каникулы
Всего
-
18
52
II
33
1
1
-
17
52
III
33
1
1
-
17
52
IV
33
1
1
1
16
52
V
33
1
1
1
16
52
VI
33
1
1
1
16
52
7
VII
33
1
1
1
16
52
VIII
33
-
1
-
2
4
40
Итого:
263
7
8
4
2
120
404
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
ПО.01.
3
792,5-858,5
4
)
330-363
5
Обязательная часть
792,5
330
Художественное творчество
660
297
363
-
-
-
ПО.01.УП.02.
Прикладное творчество
-
-
-
ПО.01.УП.03.
Лепка
-
-
-
ПО.01.УП.04.
Рисунок
132
66
66
Живопись
132
66
66
ПО.01.УП.07.
ПО.02.
Композиция прикладная
Работа в материале
История искусств
ПО.02.УП.01.
Беседы об искусстве
ПО.02.УП.02.
История народной культуры и
изобразительного искусства
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:
99
66
8
9
10
2-е полугодие
11
Недельная нагрузка в часах
462,5
Основы изобразительной грамоты и
рисование
ПО.01.УП.06.
Количество недель аудиторных занятий
17
18
462,5-495,5
ПО.01.УП.01.
ПО.01.УП.05.
Распределение по полугодиям
1-е полугодие
7
Экзамены
6
Зачеты, контрольные
уроки
Индивидуальные занятия
2
Структура и объем ОП
Промежуточная аттестация
(по полугодиям)
Мелкогрупповые занятия
1
Групповые занятия
Наименование частей, предметных
областей, разделов и учебных
предметов
Самостоятельная
работа
Трудоемкость в часах
Индекс
предметных
областей, разделов
и учебных
предметов
Трудоемкость в часах
Максимальная
учебная нагрузка
Аудиторные занятия
(в часах)
17
2
17
2
2
33
17
1
1
17
6
6
17
1,5
1,5
297
99
198
82,5
33
49,5
-
-
-
82,5
33
49,5
412,5
12,5
8
Максимальная нагрузка по двум предметным областям:
742,5
ПО.03.
Пленэрные занятия
28
ПО.03.УП.01.
Пленэр
28
330
412,5
х
х
1
1
473,5
13,5
13,5
473,5
24,5
24,5
28
Аудиторная нагрузка по трем предметным областям:
770,5
440,5
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов
4
Вариативная часть
3)
66
33
66
33
Скульптура
В.02.
Фольклорное творчество
В.03.
Цветоведение
В.04.
Компьютерная графика
х
В.05.
История искусства (музыкального,
театрального, киноискусства)
х
В.06.
Основы дизайн-проектирования
х
В.07.
Фотография
В.08.
Художественное оформление книги
В.09.
Графическая композиция
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной
части:5)
Всего количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов:
К.04.00.
Консультации6)
2
33
В.01.
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:
18
440,5
Максимальная нагрузка по трем предметным областям:
В.00.
22,5
28
33
18
х
х
5)
836,5
363
5
22
2
Годовая нагрузка в часах
22
К.04.01.
Основы изобразительной грамоты и
рисование
К.04.02.
Прикладное творчество
К.04.03
Лепка
К.04.04.
Рисунок
4
4
К.04.05.
Живопись
4
4
К.04.06.
Композиция прикладная
4
4
К.04.07.
Работа в материале
8
8
К.04.08.
Беседы об искусстве
2
2
К.04.09.
А.05.00.
ПА.05.01.
История народной культуры
и изобразительного искусства
Аттестация
Годовой объем в неделях
Промежуточная (экзамены)
9
ИА.05.01.
ИА.05.01.01.
Итоговая аттестация
2
2
Работа в материале
1
История народной культуры и
ИА.05.01.02.
1
изобразительного искусства
Резерв учебного времени6)
1
1)
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор образовательного учреждения (далее – ОУ) предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом
вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная
часть разрабатывается ОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени
обязательной части, отведенного на занятия преподавателя с обучающимся (без учета времени, отведенного на консультации). Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной
части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ОУ «Вариативной части» ОП необход имо учитывать исторические, национальные и региональные традиции
подготовки кадров в области декоративно-прикладного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
2)
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего
учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
3)
Занятия пленэром проводятся рассредоточено в различные периоды учебного года. Объем учебного времени, отводимого на занятия п ленэром, составляет 28 часов в год.
4)
В данном примерном учебном плане ОУ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ОУ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные
предметы из предложенного перечня (В.02.-В.6.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вари антов каждый учебный предмет
вариативной части должен заканчиваться установленной ОУ той или иной формой контроля (контрольным урок ом, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых
учебных предметов в той или иной форме занятий.
5)
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов в неделю.
6)
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации
проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед
промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяе тся с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего
задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется в 9 классе следующим образом:
Рисунок - по 2 часа в неделю;
Живопись - по 2 часа в неделю;
Композиция прикладная - по 2 часа в неделю;
Работа в материале – по 3 часа в неделю;
История народной культуры и изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.
2. Бюджет времени в неделях
Аудиторные занятия, в
том числе
промежуточная
Классы
аттестация в виде
зачетов и контрольных
уроков
I
32
Промежуточная аттестация
(экзамены)
Резерв учебного времени
Пленэр
1
1
Итоговая аттестация
Каникулы
Всего
-
18
52
II
33
1
1
-
17
52
III
33
1
1
-
17
52
IV
33
1
1
1
16
52
V
33
1
1
1
16
52
VI
33
1
1
1
16
52
VII
33
1
1
1
16
52
VIII
33
1
1
1
16
52
IX
33
-
1
-
2
4
40
Итого:
296
8
9
5
2
136
456
10
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
Нормативный срок обучения – 5 лет
ПО.01.
Структура и объем ОП
Обязательная часть
3809-40731)
3809
Художественное творчество
3135
1386
1749
9
726
330
396
2, 4,6, 10
8
ПО.01.УП.02.
Живопись
726
330
396
2, 4,6, 10
8
ПО.01.УП.03.
Композиция прикладная
495
330
165
2…-8
ПО.01.УП.04.
Работа в материале
1188
396
792
1,3…9
ПО.02.
История искусств
462
214,5
247,5
ПО.02.УП.01.
Беседы об искусстве
66
16,5
ПО.02.УП.02.
История народной культуры и
изобразительного искусства
396
198
ПО.03.
Пленэрные занятия
3597
112
1600,5
4-й класс
5-й класс
33
14
Недельная нагрузка в часах
2208,5
Рисунок3)
4)
Количество недель аудиторных занятий
33
33
33
11
12
13
2208,5-2340,5
ПО.01.УП.01.
Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:
Максимальная нагрузка по двум предметным
областям:
33
10
3-й класс
8
4
1600,51732,5
1600,5
2-й класс
7
3
1-й класс
6
2
Распределение по годам обучения
Экзамены
Зачеты, контрольные уроки
Групповые занятия
5
Промежуточная аттестация
(по учебным полугодиям)2)
Индивидуальные занятия
1
Трудоемкость в часах
Наименование частей,
предметных областей, разделов и
учебных предметов
Трудоемкость в часах
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Аудиторные занятия
(в часах)
Самост.
работа
Мелкогрупповые занятия
Максимальная
учебная нагрузка
2
2
2
2
2
2
1
1
1
4
5
5
6
1,5
1,5
1,5
1,5
1996,5
12,5
11,5
11,5
12,5
1996,5
22
21
22
23
49,5
2
198
112
4,6,8
2…-8
3
3
4
1,5
ПО.03.УП.01
Пленэр
112
Аудиторная нагрузка по трем предметным
областям:
Максимальная нагрузка по трем предметным
областям:
Количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов по трем предметным областям:
В.00.
Вариативная часть5)
В.01.
Скульптура
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной
части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:6)
Всего количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов:
К.04.00.
Консультации7)
3709
112
1600,5
4… -10
264
132
132
264
132
132
100
х
х
1
1
1
1
12,5
13,5
12,5
12,5
13,5
21
24
23
24
25
6
4…- 10
29
1732,5
х
2108,5
25
3973
х
2240,5
6
Годовая нагрузка в часах
100
К.04.01.
Рисунок
20
4
4
4
4
4
К.04.02.
Живопись
20
4
4
4
4
4
10
2
2
2
2
8
8
8
2
2
2
1
-
Композиция
К.04.03
прикладная
К.04.04.
Работа в материале
40
8
К.04.05.
Беседы об искусстве
2
2
История
народной
культуры
К.04.06.
и
8
изобразительного
искусства
А.05.00.
Аттестация
Годовой объем в неделях
ПА.05.01.
Промежуточная
(экзаменационная)
4
ИА.05.02.
Итоговая аттестация
2
ИА.05.02.01.
Работа в материале
1
ИА.05.02.02.
История народной культуры и
изобразительного искусства
1
Резерв учебного времени7)
5
1
1
1
2
1
1
1
1
1
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного
плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остают ся неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ самостоятельно. Объем времени
вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предме тных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные
занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП, а
также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области декоративно-прикладного искусства, а также имеющиеся
финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
2)
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 10 полугодий за 5
лет. При выставлении между цифрами «-» необходимо считать и четные и нечетные полугодия (например «6-10» –с 6-го по 10-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка
1)
12
8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени , предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета
формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по учебным предметам могут
выставляться и по окончании четверти.
3)
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенно е для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного
времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
4)
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 5 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 2-5
классы – по 28 часов в год.
5)
В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные
предметы из предложенного перечня (В.02.-В.09.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет
вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных
предметов в той или иной форме занятий.
6)
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.
7)
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ . Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв
учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и
после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
1.При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
2.Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом:
Рисунок – по 2 часа в неделю;
Живопись – по 2 часа в неделю;
Композиция прикладная – по 2 часа в неделю;
Работа в материале – 1-3 классы – по 2 часа, 4-5 классы – по 3 часа в неделю;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История народной культуры и изобразительного искусства – по 1,5 часа в неделю.
Бюджет времени в неделях
1.
I
Аудиторные занятия, в
том числе
промежуточная
аттестация в виде
зачетов и контрольных
уроков
33
Классы
Промежуточная аттестация
(экзамены)
Резерв учебного времени
Пленэр
1
1
Итоговая аттестация
Каникулы
Всего
-
17
52
II
33
1
1
1
16
52
III
33
1
1
1
16
52
IV
33
1
1
1
16
52
V
33
-
1
-
2
4
40
Итого:
165
4
5
3
2
69
248
13
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (6 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
ПО.01.
3
792,5-858,5
4
)
330-363
5
Обязательная часть
792,5
330
Художественное творчество
660
297
363
132
66
66
ПО.01.УП.02.
Живопись
132
66
66
ПО.01.УП.04.
99
Работа в материале
ПО.02.
История искусств
ПО.02.УП.01
Беседы об искусстве
ПО.02.УП.02.
История народной культуры и
изобразительного искусства
66
Максимальная нагрузка по двум предметным областям:
33
49,5
412,5
12,5
412,5
22,5
28
28
В.00.
В.01.
Вариативная часть
Скульптура
11
х
х
1
1
440,5
770,5
440,5
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов
3)
2-е полугодие
1,5
82,5
Аудиторная нагрузка по трем предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем предметным областям:
1,5
-
28
2
11
-
28
11
2
6
-
Пленэр
2
6
49,5
Пленэрные занятия
11
1
33
ПО.03.
Недельная нагрузка в часах
1
82,5
ПО.03.УП.01.
11
11
198
330
10
33
99
742,5
9
11
297
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:
8
462,5
Рисунок
Композиция прикладная
Количество недель аудиторных занятий
11
12
462,5-495,5
ПО.01.УП.01.
ПО.01.УП.03.
Распределение по учебным полугодиям
1-е полугодие
7
Экзамены
6
Зачеты, контрольные
уроки
Индивидуальные занятия
2
Структура и объем ОП
Промежуточная аттестация
(по учебным полугодиям)
Мелкогрупповые занятия
1
Групповые занятия
Наименование частей, предметных
областей, учебных предметов и разделов
Трудоемкость в часах
Индекс
предметных
областей, разделов
и учебных
предметов
Аудиторные занятия
(в часах)
Самост.
работа
Трудоемкость в часах
Максимальная
учебная нагрузка
4
66
33
66
33
2
33
33
12
14
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: 5)
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части: 5)
836,5
363
473,5
13,5
13,5
473,5
24,5
24,5
Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:
К.04.00.
Консультации
6)
5
22
2
Годовая нагрузка в часах
22
К.04.01.
Рисунок
4
4
К.04.02.
Живопись
4
4
К.04.03
Композиция прикладная
4
4
К.04.04.
Работа в материале
8
8
К.04.05.
Беседы об искусстве
-
-
2
2
К.04.06.
А.05.00.
История народной культуры и
изобразительного искусства
Аттестация
Годовой объем в неделях
ИА.05.01.
ИА.05.01.01.
Итоговая аттестация
2
2
Работа в материале
1
История народной культуры и
ИА.05.01.02.
1
изобразительного искусства
6)
1
Резерв учебного времени
1
1)
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При форми ровании
учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ
самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может составля ть до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной
части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий.
При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области декоративно -прикладного искусства, а также
имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
2)
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего
учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
3)
Занятия пленэром проводятся рассредоточено в различные периоды учебного года. Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
4)
В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможнос ть их реализации. ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие
учебные предметы из предложенного перечня (В.02.-В.6.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных в ариантов каждый
учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, за четом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации
предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий.
5)
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов в неделю.
6)
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конку рсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся
рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
1.
Примечание к учебному плану
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь пе риод обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования, реального объема активного времени с уток и в 6 классе планируется следующим образом:
Рисунок - по 2 часа в неделю;
Живопись - по 2 часа в неделю;
Композиция прикладная - по 2 часа в неделю;
Работа в материале – по 3 часа в неделю;
История народной культуры и изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.
15
2. Бюджет времени в неделях
Аудиторные занятия, в
том числе
промежуточная
Классы
аттестация в виде
зачетов и контрольных
уроков
I
33
Промежуточная аттестация
(экзамены)
Резерв учебного времени
Пленэр
Итоговая аттестация
Каникулы
Всего
1
1
-
17
52
II
33
1
1
1
17
52
III
33
1
1
1
17
52
IV
33
1
1
1
17
52
V
33
1
1
1
17
52
VI
33
-
1
-
2
4
40
Итого:
198
5
6
4
2
85
300
16
17