УП Живопись (2024-2025)

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУДО «ДШИ № 1»
_______________ Е. М. Сафина
«____» ________________ 2024 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 »
городского округа Саранск

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
на 2024-2025 учебный год
(разработан на основе Федеральных государственных требований, утвержденных приказом Министерства культуры РФ от 12.02.2012 г, № 165, принят педагогическим
советом от 30.08.2024 г, протокол № 1)

Пояснительная записка
к учебному плану образовательной деятельности по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Живопись»
на 2024-2025 учебный год
1.

Нормативные документы, используемые при формировании учебного плана

Учебный план школы сформирован на основе:
 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в
связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внес изменения в 31 из 58 статей Закона РФ «Об образовании».
Новая редакция Закона РФ «Об образовании», которая вступает в силу с 1 января 2005 года (статья 25, 26, 27 о дополнительном образовании);
 Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403);
 Национальной доктрины образования в Российской Федерации: Утв. Пост. Правит. РФ от 04 окт. 2000 г. № 751;
 Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы Правительство Российской Федерации (Распоряжение от 25 августа 2008 г. N 1244-р);
 ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», утвержденного приказом Министерства культуры Российской
Федерации;
 Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16;
 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 01.02.2005 N 49, от 07.12.2006
N 752), (постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233);
 «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.4.1251-03 от 3 апреля 2003 г. № 7, действующими с 20 июня 2003 г.;
 Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы, утверждённого распоряжением Правительства
Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р;
 Методические рекомендации по определению требований к уровню подготовки выпускника детской школы искусств и проведению аттестации детских школ искусств (письмо Министерства культуры
Российской Федерации от 18.05.2004 г. № 626-06-32).
 Методические рекомендации по применению Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного
образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», Директор НМЦ ХО И.Е.Домогацкая от 1 июня 2004 г.
 Устава МБУДО «ДШИ № 1» от 24 ноября 2015 г., утвержденного Постановлением Главы городского округа Саранск от 24 ноября 2015 г. № 3389;
- Изменения, внесенные в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Федеральным законом от 16 июня 2011 г. № 145-ФЗ; Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
С целью сохранения и развития детских школ искусств Федеральный закон № 145-ФЗ предусматривает:
 реализацию в ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с установ ленными к ним федеральными государственными
требованиями;
 выдачу выпускникам детских школ искусств документа установленного образца об окончании обучения;
 полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансированию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств,
реализуемых в муниципальных детских школах искусств.
Реализация закона № 145-ФЗ позволит осуществлять деятельность детских школ искусств в соответствии с историческими традициями и социальной значимостью благодаря совместным усилиям органов власти
и педагогических коллективов.

2

2. Общая характеристика учебного плана
При разработке учебного плана учтены:
 Приказ Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «О режиме рабочего времени и времени отдыха раб отников образовательных учреждений»;
 Письмо Министерства культуры РФ от 23.06.2003 г. №66-01-16/32 «О новых примерных учебных планах для детских школ искусств»;
 Социальный заказ родительского, преподавательского, ученического коллективов.
3.Основными задачами учебного плана непосредственно образовательной деятельности являются:
1.
Регулирование объема образовательной нагрузки.
2.
Реализация Федеральных государственных требований к содержанию и организации образовательного процесса в МБУДО «ДШИ № 1».
Основными целями учебно-воспитательной работы в рамках деятельности художественного отделения Школы являются:
• выявление творческих способностей, склонностей, интересов и дарования учащихся в области художественного воспитания и образов ания;
• обеспечение возможности получения дополнительного предпрофессионального образования детьми;
• развитие и поддержание национальной культуры.
Исходя из данных целей учебный план направлен на реализацию следующих задач:
• непрерывность и преемственность различных ступеней образования в сфере искусств;
• удовлетворение образовательных потребностей учащихся в области художественного образования и эстетического воспитания;
• поступательное и целенаправленное обучение детей основам изобразительной грамоты с учетом возрастных, психологических особенн остей каждой возрастной группы учащихся;
• формирование ранней профессиональной ориентации, для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусств;
• подготовка обучающихся к поступлению в образовательные учреждения профессионального образования;
• формирование духовно-нравственных качеств и эмоционально- ценностных отношений к действительности в процессе становления гармонично-развитой личности обучающихся.
Образовательные программы в области искусств разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно на основании федеральных государственных требований, установленных к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации (далее по тексту – ФГТ).
Образовательные программы в области искусств должны определять содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом:
 обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального
образования в области искусств;
 сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Образовательные программы в области искусств должны быть ориентированы на:
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
 формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
 формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
 выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;
 формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего
вида искусства;
 выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информ ации, приобретению навыков творческой деятельности;
умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно -эстетическим взглядам; пониманию причин
успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;
Учебный план соответствует Уставу и виду дополнительного образовательного учреждения.
МБУДО «ДШИ № 1» работает в режиме шестидневной рабочей недели с 8.00 до 20.00.
Срок освоения программы «Живопись» в МБУДО «ДШИ № 1» для детей, поступивших в школу с шести лет девяти месяцев до восьми лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования и планирующих поступление в образовательные уч реждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства может быть увеличен на один год.
Форма проведения учебных занятийосуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность уроков – 40-45 минут.
Экзамены проводятся с четвертого по седьмой класс во втором полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служи т зачет (творческий просмотр).
Занятия пленером проводятся рассредоточено (сентябрь, май). Объём учебного времени, отводимого на занятия пленером: 2-5 классы – по 28 часов в год.
Объём максимальной нагрузки не превышает 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки составляет 13 часов.
Консультации проводятся в счет резерва учебного времени из расчёта одной недели в учебном году.
Резерв учебного времени используется как для промежуточной аттестации, так и для обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.




4. Учебный план составлен на основе следующих принципов:
Сохранение преемственности обучения на всех ступенях.
Соблюдение требований к обязательной максимальной нагрузке обучающихся.
Создание условий для освоения выпускниками школы обязательного минимума содержания художественного образования.

3



Выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть состоит из 3-х предметных областей:
 художественное творчество;
 история искусств;
 пленэрные занятия.
Аттестация проводится в виде просмотров, зачётов и контрольных уроков.
Консультации проводятся рассредоточено с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам.
Максимальная нагрузка обучающихся не превышает 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки -14 часов.
Резерв учебного времени составляет 1 неделя в учебном году.
Вариативная часть учебного плана
 обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывает их личностные особенности, интересы и склонности;
 обеспечивает вариативность образования;
 позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги;
 объём времени вариативной части может составлять до 40% от объёма времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия;
 на самостоятельную работу до 100% от объёма аудиторных занятий;
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели –реализация аудиторных занятий, 2-3 недели –проведение консультаций и экзаменов, в остальное время
преподаватели занимаются методической, творческой, культурно-просветительской работой, а также осваивают дополнительные ОП.

4

Учебный план
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
Нормативный срок обучения – 8 лет

1

2

5

6

ПО.01.

Художественное творчество

3752

1745

2007

ПО.01.УП.01

Основы изобразительной грамоты и
рисование

392

196

196

2,4

ПО.01.УП.02

Прикладное творчество

294

98

196

ПО.01.УП.03

Лепка

294

98

196

Рисунок3)

891

396

495

ПО.01.УП.05

Живопись

957

396

561

ПО.01.УП.06

Композиция станковая

924

561

363

История искусств

477

214

ПО.02.УП.01

Беседы об искусстве

147

49

ПО.02.УП.02

История изобразительного
искусства

330

165

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум предметным
областям:

4229

1959

8

8-й класс

7-й класс

6-й класс

5-й класс

4-й класс

3-й класс

2-й класс

1-й класс

Количество недель аудиторных занятий

9

32

33

33

33

33

33

33

33

10

11

12

13

14

15

16

17

Недельная нагрузка в часах

2523

ПО.01.УП.04

ПО.02.

7

Распределение по годам обучения

Экзамены

Индивидуальные занятия

Мелкогрупповые занятия

1959-2387
1959

2523-2951

Обязательная часть

3
448253381)
4482

Структура и объем ОП

4

Групповые занятия

Трудоемкость в часах

Наименование частей, предметных
областей, разделов и учебных
предметов

Трудоемкость в часах

Индекс
предметных
областей, разделов
и учебных
предметов

Самост.
работа

Зачеты, контрольные уроки

Макси-мальная
учебная нагрузка

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)2)

Аудиторные занятия
(в часах)



2

2

2,4,6

2

2

2





2,4,6

2

2

2





8…
-14











3

14











4

2

2

2

2

3

1

1

1

1

1

7,9…
-15
8…
-12,16
7,9…
-15

6

8…
-14

263
98

2,4,6

1

1

8…
-14





2270

7

7





9

9

10

11

2270

11,5

11,5





17

17

21

22

165

1

ПО.03.

Пленэрные занятия 4)

ПО.03.УП.01

140

Пленэр

140

140

Аудиторная нагрузка по трем предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем предметным
областям:
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов
по трем предметным областям:
В.00.

Вариативная часть5)

4369



140

1959

8…
-16

394

х

х

х

2410





2410

















1

1

1

34
558



10

394

х

х

1

1

1

1

В.09.

Графическая композиция

230

230

230

8…
-16

В.02.

Цветоведение

196

98

98

2, 4, 6

132

66

4927

2353

2804

8

8

8

10

10

10

11

13

5225

2387

2838

13,5

13,5

13,5

21

21

21

25

26

История искусства (музыкального,
В.03.
театрального, киноискусства)
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной
части:
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной
части:6)
Всего количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов:
К.04.00.

Консультации

7)

66

-

1

1

14, 16

44
113

1

10
Годовая нагрузка в часах

113
6

2

2

2

К.04.02.

Основы изобразительной грамоты и
рисование
Прикладное творчество

6

2

2

2

К.04.03

Лепка

6

2

2

2

К.04.04.

Рисунок

20

4

4



4

4

К.04.05.

Живопись

20

4

4



4

4

К.04.06.

Композиция станковая

40

8

8



8

8

К.04.07

Беседы об искусстве

К.04.01.

3

1

1





1

История
К.04.08

12

изобразительного

2

2



2

4

1

1

1

1

-

искусства
А.05.00.

Аттестация

ПА.05.01.

Промежуточная (экзаменационная)

7

ИА.05.02.

Итоговая аттестация

2

ИА.05.02.01.

Композиция станковая

1

ИА.05.02.02.

История изобразительного
искусства

1

Резерв учебного времени7)

Годовой объем в неделях

8

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

6

В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании
учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультац ий остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ
самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема вр емени предметных областей обязательной
части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по уч ебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий.
При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в
области изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за
8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5… -15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9-12» – и четные и нечетные полугодия с 9-го
по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется
оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании четверти.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего
учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 8 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 4-8
классы – по 28 часов в год.
В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие
учебные предметы из предложенного перечня (В.04.-В.09.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по учебным полугодиям. В любом из выбранных вариантов
каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность
реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конку рсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебн ом году. В случае, если консультации проводятся
рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летни х каникул.

1)

2)

3)

4)

5)

6)
7)

Примечание к учебному плану
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом:
Прикладное творчество – по 1 часу в неделю;
Лепка – по 1 часу в неделю;
Основы изобразительной грамоты и рисование – по 2 часа в неделю;
Рисунок- 4-6 классы – по 2 часа; 7-8 классы - по 3 часа;
Живопись - 4-6 классы – по 2 часа; 7-8 классы - по 3 часа;
Композиция станковая - 4-6 классы – по 3 часа; 7-8 классы - по 4 часа;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.
Бюджет времени в неделях
Аудиторные занятия, в
том числе
промежуточная
Промежуточная аттестация
Классы
Резерв учебного времени
Пленэр
Итоговая аттестация
Каникулы
Всего
аттестация в виде
(экзамены)
зачетов и контрольных
уроков
I
32
1
1
18
52
1.
2.

II

33

1

1

-

17

52

III

33

1

1

-

17

52

IV

33

1

1

1

16

52

V

33

1

1

1

16

52

VI

33

1

1

1

16

52

VII

33

1

1

1

16

52

7

VIII

33

-

1

-

2

4

40

Итого:

263

7

8

4

2

120

404

8

9

Учебный план
на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
Нормативный срок обучения – 9 лет

ПО.01.

3

4
1)

722,5-788,5

363-396

Обязательная часть

722,5

363

Художественное творчество

594

330

264

2-е полугодие

7

Распределение по учебным
полугодиям

1-е полугодие

6

Экзамены

5

Зачеты, контрольные
уроки

Индивидуальные занятия

2
Структура и объем ОП

Мелкогрупповые занятия

1

Промежуточная аттестация
(по учебным полугодиям)

Групповые занятия

Наименование частей, предметных
областей, разделов и учебных предметов

Аудиторные занятия
(в часах)

Самост.
работа

Трудоемкость в часах

Индекс
предметных
областей, разделов
и учебных
предметов

Трудоемкость в часах

Максимальная
учебная нагрузка

Количество недель аудиторных
занятий
17
18
8

9

10

11

359,5-392,5
Недельная нагрузка в часах

359,5

ПО.01.УП.01.

Основы изобразительной грамоты и
рисование

-

-

-

-

-

-

-

ПО.01.УП.02.

Прикладное творчество

-

-

-

-

-

-

-

ПО.01.УП.03.

Лепка

-

-

-

-

-

-

-

Рисунок

198

99

99

18



3

Живопись

198

99

99

17

3

3

Композиция станковая

198

132

66

2

2

82,5

33

49,5

-

-

-

-

-

82,5

33

49,5

1,5

1,5

313,5



9,5

313,5



20,5

28



ПО.01.УП.04.
ПО.01.УП.05.
ПО.01.УП.06.
ПО.02.

История искусств

ПО.02.УП.01.

Беседы об искусстве

ПО.02.УП.02.

История изобразительного искусства

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум предметным областям:

676,5

ПО.03.

Пленэрные занятия

28

ПО.03.УП.01.

Пленэр

28

363

28

Аудиторная нагрузка по трем предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем предметным областям:
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по трем
предметным областям:

17

17

х

18

х

341,5
704,5

363

341,5
3

2



10

В.00.
В.09.

Вариативная часть3)
Графическая композиция

66

33

66

33

Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: 5)
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:

5)

770,5

396

33

1

1

374,5

10,5

10,5

374,5

22,5

22,5

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:
К.04.00.

Консультации

6)



33
18

4
18

2
Годовая нагрузка в часах

18

К.04.01.

Основы изобразительной грамоты и
рисование

-

-

-

К.04.02.

Прикладное творчество

-

-

-

К.04.03

Лепка

-

-

-

К.04.04.

Рисунок

4

4

4

К.04.05.

Живопись

4

4

4

К.04.06.

Композиция станковая

8

8

8

К.04.07

Беседы об искусстве

-

-

-

2

2

2

К.04.08.

А.05.00.

История

изобразительного

искусства
Аттестация

Годовой объем в неделях

ИА.05.01.
ИА.05.01.01.
ИА.05.01.02.
1)

2)

3)
4)

5)
6)

Итоговая аттестация
2
2
Композиция станковая
1
История изобразительного искусства
1
1
Резерв учебного времени6)
1
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При форми ровании
учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ
самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучаю щимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной
части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий.
При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовк и кадров в области изобразительного искусства, а также имеющиеся
финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего
учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
Занятия пленэром проводятся рассредоточено в различные периоды учебного года. Объем учебного времени, отводимого на занятия п ленэром, составляет 28 часов в год.
В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ может: воспользоваться предложенным вариан том, выбрать другие
учебные предметы из предложенного перечня (В.02.-В.6.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый предмет
вариативной части должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаме ном). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых
учебных предметов в той или иной форме занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов в неделю.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся
рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавател ей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования, реального объема активног о времени суток и планируется в 9 классе следующим образом:

11

Рисунок - по 3 часа в неделю;
Живопись - по 3 часа в неделю;
Композиция станковая - по 4 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.
Бюджет времени в неделях на учебный план со сроком обучения 9 лет
Аудиторные занятия, в
том числе
промежуточная
Промежуточная аттестация
Классы
аттестация в виде
(экзамены)
зачетов и контрольных
уроков
I
32
1

Резерв учебного времени

Пленэр

Итоговая аттестация

Каникулы

Всего

1

-

18

52

II

33

1

1

-

17

52

III

33

1

1

-

17

52

IV

33

1

1

1

16

52

V

33

1

1

1

16

52

VI

33

1

1

1

16

52

VII

33

1

1

1

16

52

VIII

33

1

1

1

16

52

IX

33

-

1

-

2

4

40

Итого:

296

8

9

5

2

136

456

12

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства «Живопись»
Нормативный срок обучения – 5 лет

1

ПО.01.

2
Структура и объем ОП
Обязательная часть

3
350240961)
3502,5

4
1633,51930,5
1633,5

5

6

Художественное творчество

2838

1419

1419

7

Промежуточная
аттестация
(по полугодиям)2)

8

9

33
10

Количество недель аудиторных занятий
33
33
33
11
12
13

5-й класс

4-й класс

3-й класс

1-й класс

2-й класс

Распределение по годам обучения

Экзамены

Зачеты, контрольные
уроки

Индивидуальные
занятия

Аудиторные занятия
(в часах)

Мелкогрупповые
занятия

Трудоемкость в часах

Наименование частей, предметных областей,
учебных предметов и разделов

Трудоемкость в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Самостоятельная
работа

Групповые занятия

Максимал
ьная
учебная
нагрузка

33
14

1868,5-2165,5
Недельная нагрузка в часах

1868,5

ПО.01.УП.01.

Рисунок3)

990

429

561

2, 4,6, 10

8



3

3

4

4

ПО.01.УП.02.

Живопись

924

429

495

1,3…9

2..-8

3



3

3

3

ПО.01.УП.03.

Композиция станковая

924

561

363

1,3…9

2..-8





2

2

3

1,5

1,5

1,5

1,5

ПО.02.

История искусств

462

214,5

ПО.02.УП.01.

Беседы об искусстве

66

16,5

ПО.02.УП.02.

История изобразительного искусства

396

198

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум предметным областям:

3300

Пленэрные занятия

112

ПО.03.
ПО.03.УП.01

4)

Пленэр

1633,5

112

247,5
49,5

2
198

1,5

4,6,8

1666,5



9,5

9,5

10,5

11,5

1666,5



18

20

22

23

112


х

х

х

х

112

4..-10

Аудиторная нагрузка по трем предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем предметным областям:

3412

1633,5

1778,5



13

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по
трем предметным областям:
В.00.

22

Вариативная часть

5)

519

231

9

231








1

1

1

1

1

В.09.

Графическая композиция

132

132

132

2-4-6-8

1

В.02.

Цветоведение

66

33

33

2

1

В.03.

История искусства

132

66

Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:

66

6,8
2009,5

6)

4006

1930,5

2075,5

29

9

11,5

10,5

11,5

12,5

11,5

19

22

26

26

25

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:
К.04.00.

Консультации7)

90

Годовая нагрузка в часах

90

К.04.01.

Рисунок

20

4

4

4

4

4

К.04.02.

Живопись

20

4

4

4

4

4

К.04.03

Композиция станковая

40

8

8



8

8

К.04.04.

Беседы об искусстве

2

2

К.04.05.
А.05.00.

История

изобразительного

8

искусства
Аттестация
Промежуточная (экзаменационная)

4

ИА.05.02.

Итоговая аттестация

2

ИА.05.02.01.

Композиция станковая

1

ИА.05.02.02.

История изобразительного искусства

1

Резерв учебного времени7)

5

2)

3)

4)

5)

6)

2



2

2

1

1

1

-

Годовой объем в неделях

ПА.05.01.

1)



1

2

1

1

1

1

1

В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор образовательного учреждения (далее – ОУ) предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом
вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных пр едметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная
часть разрабатывается ОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема врем ени
предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по уч ебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от
объема времени аудиторных занятий. При формировании ОУ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел индивидуальны х занятий необходимо учитывать исторические, национальные и
региональные традиции подготовки кадров в области изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 10 полугодий за
5 лет. При выставлении между цифрами «-» необходимо считать и четные и нечетные полугодия (например «6 -10» –с 6-го по 10-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных
уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ОУ устанавливает самостоятельно в счет ауди торного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания
изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая за носится в свидетельство об окончании ОУ. По усмотрению ОУ оценки
по предметам могут выставляться и по окончании четверти.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для раб оты с живой натурой, составляет не более 30% от общего
учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 5 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 2 -5
классы – по 28 часов в год.
В данном примерном учебном плане ОУ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ОУ может: воспользоваться предложенн ым вариантом, выбрать другие учебные
предметы из предложенного перечня (В.04.-В.09.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный
предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ОУ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации
предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.

14

7)

1.
2.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации м огут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,
резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летни х каникул.
Примечание к учебному плану
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в средн ем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом:
Рисунок- 1-2 классы – по 2 часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю;
Живопись - 1-2 классы – по 2 часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю;
Композиция станковая - 1-3 классы – по 3 часа; 4-5 классы - по 4 часа в неделю;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1,5 часа в неделю

3.

Классы

I

Бюджет времени в неделях:
Аудиторные занятия, в
том числе
промежуточная
Промежуточная аттестация
аттестация в виде
(экзаменационная)
зачетов и контрольных
уроков
33
1

Резерв учебного времени

Пленэр

Итоговая аттестация

Каникулы

Всего

1

-

17

52

II

33

1

1

1

16

52

III

33

1

1

1

16

52

IV

33

1

1

1

16

52

V

33

-

1

-

2

4

40

165

4

5

3

2

69

248

Итого:

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (6 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись»

2-е полугодие

Распределение по полугодиям

1-е полугодие

Экзамены

Зачеты, контрольные
уроки

Промежуточная аттестация
(по полугодиям)

Индивидуальные занятия

Мелкогрупповые занятия

Аудиторные занятия
(в часах)

Групповые занятия

Наименование частей, предметных
областей, разделов и учебных предметов

Трудоемкость в часах

Индекс
предметных
областей, разделов
и учебных
предметов

Трудоемкость в часах

Макси-мальная
учебная нагрузка

Самост.
работа

Количество недель аудиторных
занятий
11
12

15

1

2
Структура и объем ОП

ПО.01.

3

4
1)

5

6

7

722,5-788,5

363-396

359,5-392,5

Обязательная часть

722,5

363

359,5

Художественное творчество

594

330

264

ПО.01.УП.01.

Основы изобразительной грамоты и
рисование

-

-

-

ПО.01.УП.02.

Прикладное творчество

-

-

-

ПО.01.УП.03.

Лепка

-

-

-

ПО.01.УП.04.

Живопись

198

99

99

ПО.01.УП.05.

Рисунок

198

99

99

ПО.01.УП.06.

Композиция станковая

ПО.02.

История искусств

ПО.02.УП.01.

Беседы об искусстве

ПО.02.УП.02.

История изобразительного искусства

11

3

3

2

2

-

-

1,5

1,5

313,5



9,5

313,5



20,5

49,5

-

-

-

-

82,5

33

49,5

11

Пленэрные занятия

28

Пленэр

28

Вариативная часть

704,5

363

х

341,5
3

66

33

66

33

33

-

-

-

Скульптура

В.02.

Цветоведение

В.03.

История искусства

х

В.04.

Основы дизайн-проектирования

х

В.05.

Композиция прикладная

х

В.06.

Компьютерная графика

х

В.07.

Фотография

-

-

В.08.

Художественное оформление книги

-

-

В.09.

Графическая композиция

2




33

В.01.

Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: 5)


х

12

341,5

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по трем
предметным областям:
В.00.

-

28
28

Аудиторная нагрузка по трем предметным областям:

3)

11

33

ПО.03.

Максимальная нагрузка по трем предметным областям:

3

82,5

ПО.03.УП.01.

11



66

363

10

11

132

676,5

9

Недельная нагрузка в часах

198

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум предметным областям:

8

12

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

10,5

10,5

х
374,5

16

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:5)

770,5

396

374,5

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:
К.04.00.

-

-

К.04.03.

-

-

К.04.04.

Живопись

4

4

К.04.05.

Рисунок

4

4

К.04.03

Композиция станковая

8

8

К.04.07.

Беседы об искусстве

-

-

2

2

ПА.05.01.
ИА.05.02.
ИА.05.02.01.
ИА.05.02.02.

4)

5)
6)

Годовая нагрузка в часах

18

Лепка

А.05.00.

3)

18

2

К.04.02.

К.04.08.

2)

4

22,5

Основы изобразительной грамоты и
рисование
Прикладное творчество

К.04.01.

1)

Консультации6)

22,5

История

изобразительного

искусства
Аттестация
Промежуточная
(экзамены)
Итоговая аттестация
Композиция станковая
История изобразительного искусства
Резерв учебного времени6)

-

-

Годовой объем в неделях
-

-

2
1
1
1

2

В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор образовательного учреждения (далее – ОУ) предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом
вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество час ов консультаций остаются неизменными, вариативная
часть разрабатывается ОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени
предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по уч ебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от
объема времени аудиторных занятий. При формировании ОУ «Вариативной части» ОП необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области
изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего
учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
Занятия пленэром проводятся рассредоточено в различные периоды учебного года. Объем учебного времени, отводимого на занятия п ленэром, составляет 28 часов в год.
В данном примерном учебном плане ОУ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ОУ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные
предметы из предложенного перечня (В.02.-В.6.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каж дый учебный предмет
вариативной части должен заканчиваться установленной ОУ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых
учебных предметов в той или иной форме занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов в неделю.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конку рсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,
резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летни х каникул.

Примечание к учебному плану
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется в 6 классе следующим образом:

17

Рисунок - по 3 часа в неделю;
Живопись - по 3 часа в неделю;
Композиция станковая - по 4 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.

2. Бюджет времени в неделях
Аудиторные занятия, в
том числе
промежуточная
Классы
аттестация в виде
зачетов и контрольных
уроков
I
33

Промежуточная аттестация
(экзамены)

Резерв учебного времени

Пленэр

1

1

Итоговая аттестация

Каникулы

Всего

-

17

52

II

33

1

1

1

16

52

III

33

1

1

1

16

52

IV

33

1

1

1

16

52

16

52

V

33

1

1

1

VI

33

-

1

-

2

4

40

Итого:

198

5

6

4

2

85

300

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».